Специальным событием, прошедшим 5 декабря 2024 г. в рамках XVI международного семинара «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» и объединившим ученых, деятелей науки и образования, представителей международных организаций, министерств и ведомств из 22 стран, была научно-практическая педагогическая конференция «Социокультурная среда как ресурс адаптации и интеграции детей с миграционной историей». Конференция стала площадкой для обсуждения подходов и практических решений одного из актуальных тематических направлений НИР, порученных МПГУ Министерством просвещения Российской Федерации.
Модераторами конференции выступили представители Московского педагогического государственного университета: Елена Александровна Омельченко, декан Факультета регионоведения и этнокультурного образования, заместитель директора по науке Института социально-гуманитарного образования, д-р. ист. н.; Анна Александровна Шевцова, заместитель декана Факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессор кафедры ЮНЕСКО, Институт социально-гуманитарного образования, д-р. ист. н.; Татьяна Васильевна Криворучко, начальник Отдела сопровождения социальной адаптации детей-инофонов Центра содействия адаптации детей-инофонов Корпоративного университета развития образования Московской области, научный сотрудник и ведущий специалист Факультета регионоведения и этнокультурного образования.
В начале конференции Елена Омельченко проинформировала собравшихся об итогах II Всероссийского совещания по социализации и адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей, состоявшегося 4 декабря т.г. в МГППУ по инициативе Минпросвещения России.
Далее докладчики – педагоги и представители школьной администрации, преподаватели высшей школы из Кемеровской, Ленинградской, Московской, Новосибирской, Омской, Свердловской, Томской, Челябинской областей, Пермского края, Республики Татарстан, Республики Саха – Якутия, Москвы, а также Республики Таджикистан обсудили различные грани психолого-педагогической, социокультурной и языковой (лингводидактической) адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей из семей с миграционной историей. Были представлены успешные этнокультурные практики социальной интеграции детей мигрантов (летние школы первоклассников, лингвистическая профильная смена «Белый журавль», адаптационные программы, например, «Солнечный кот», «Россия многонациональная», «Туристический калейдоскоп», «Кемерово – наш общий дом» «Путешествие по Уралу» и др.) и их родителей, в том числе в формате «родительских кафе», детско-родительских клубов, курсов русского языка для мам.
Конференция объединила как давних партнеров кафедры ЮНЕСКО МПГУ, так и новых участников, спешивших поделиться собственными успешными практиками. С опорой на многолетний педагогический опыт и собственные исследования участники конференции обсудили этнопедагогические разработки для ценностного отношения к семье в разных этнических культурах, влияние психолого-педагогических установок учителей на качество языковой и социокультурной адаптации школьников, единство урочной и внеурочной деятельности как стратегия социокультурной адаптации детей-инофонов,
Интерес вызвали различные культурные практики, направленные на социализацию и адаптацию дошкольников с миграционной историей, в частности, сказочная театрализация силами педагогов МАДОУ города Новосибирска «Детский сад №439 комбинированного вида», а также опыт Анастасии Муратовой, учителя биологии НОУ «Международная школа «Контакт» г. Исфара (Республика Таджикистан), работающей в рамках программы Минпросвещения России «Российский учитель за рубежом».
Анна Шевцова