Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Круглый стол «Родные языки в практике образования и семейного воспитания»

Новости МПГУ

15 ноября 2024 года в ГБУ города Москвы «Московский дом национальностей» состоялся круглый стол «Родные языки в практике образования и семейного воспитания».

Круглый стол проводился в рамках проекта ГБУ «МДН» «Этнокультурный компонент в современном российском образовании и социуме» в соответствии с Планом реализации Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года. Научный руководитель и модератор круглого стола – главный научный сотрудник, руководитель Центра европейских исследований Института этнологии и антропологии РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук, профессор Мартынова Марина Юрьевна; сомодератор круглого стола – декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, руководитель АНО Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера», председатель комиссии по образованию и науке Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, доктор исторических наук Омельченко Елена Александровна.

В рамках круглого стола были рассмотрены следующие вопросы: языковая карта России, языки России и конкурс «Билингва», практики двуязычного образования, международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов, практики обучения языкам народов России в Москве и регионах страны, родной язык в семейном воспитании и др. Были представлены примеры ярких лингвистических особенностей некоторых из языков народов России. Особое внимание было уделено прогнозу дальнейшей судьбы языков коренных народов; успешным педагогическим практикам, таким как опыт преподавания китайского и русского языков в поликультурном классе московской школы, коммуникативный метод обучения чувашскому языку, поддержание мотивации к изучению родного языка и формированию у школьников и студентов ценностного отношения к родному и русскому языкам, к родной и русской культурам через проведение конкурса детского творчества.

В качестве экспертов на семинаре выступили Руссо Максим Михайлович, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института языкознания РАН; Синёва Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, научный руководитель конкурса двуязычных эссе «Билингва». В семинаре также приняли участие с выступлениями педагоги и специалисты из Москвы и регионов, которые поделились своим опытом работы в сфере билингвального образования. Среди них – Хабенская Елена Олеговна, кандидат исторических наук, доцент кафедры ЮНЕСКО МПГУ; Лебедева Елена Германовна, учитель чувашского языка и литературы, почетный работник образования РФ; Мухаметова Гульгена Халитовна, учитель татарского языка и литературы, Иоргачева Альфия Табрисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Манзарас» Кукморского муниципального района Республики Татарстан; Очирова Мэнгэнцицигэ, учитель китайского языка, Францева Юлия Александровна, учитель РКИ ГБОУ «Школа 2120» г. Москвы; Рязанова Эльвина Фаритовна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Устьянцев Герман Юрьевич, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры этнологии Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и др.

Возможности использования билингвального образования как фактора формирования гражданственности и патриотизма у детей дошкольного и школьного возрастов были рассмотрены в разных ракурсах. В частности, были представлены эффективные практики и технологии преподавания родных языков с учетом этнокультурной специфики регионов Северного Кавказа, республик Поволжья, Москвы и Московской области. Большой интерес слушателей вызвал рассказ об опыте проведения конкурса «Билингва». Применение новых методик преподавания ДПО в Москве, сложности и преимущества данного формата работы были освещены также на примере башкирского этнокультурного клуба. Национальный этнокультурный клуб в этом случае работает в формате вечерней школы и выступает в качестве компонента, замещающего национальное образование в Москве. Рассмотрены некоторые результаты дискурс-анализа идеи патриотизма в научных исследованиях представителей субъектов РФ с акцентом на ресурс этнопедагогики.

В работе семинара приняли участие представители территориальных органов государственной исполнительной власти, руководители и представители национальных общественных организаций г. Москвы, сотрудники и учащиеся высших и средних учебных заведений, СМИ.

Программа Круглого стола 

Марина Мартынова, Елена Омельченко

Фото: пресс-служба ГБУ МДН

18 / 11 / 2024

Показать обсуждение