29 июня на площадке МПГУ при поддержке Ассоциации развития педагогических университетов и институтов (АРПУИ) состоялся научно-методический семинар по оптимизации образовательных программ подготовки педагогических кадров в целях укрепления образовательного пространства в РФ.
В семинаре приняли участие более 60 проректоров по учебной и учебно-методической работе педагогических вузов России и стран СНГ.
Открывая семинар, проректор по учебно-методической работе МПГУ Людмила Александровна Трубина обратила внимание на актуальность задачи обеспечения согласованных подходов к подготовке будущих учителей, поставленную министром просвещения РФ С.С. Кравцовым. Необходимость решения этой задачи определяется базовым характером школьного образования как основы образованности и общей культуры молодого поколения, инструмента академической мобильности и успешной трудовой деятельности выпускников.
Решению этой задачи может способствовать определение базового ядра образовательных программ педагогических направлений подготовки (инвариантной части подготовки).
Результаты мониторинга учебных планов педагогических вузов и предложения по структуре базового ядра подготовки педагогов представила начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина Александровна Балабаева. Проведенный анализ позволил выявить общность целого ряда подходов к формированию образовательных программ вузов и структурировать их базовое ядро. Эта единая (согласованная) часть программ включает в себя модули, направленные на социально-гуманитарную, коммуникативно-цифровую, психолого-педагогическую, воспитательную, предметно-методическую подготовку, а также в области безопасности и жизнедеятельности и получение опыта практической деятельности.
Предложенная МПГУ модель позволит синхронизировать программы подготовки учителей при сохранении академических свобод вузов (учет регионального, вузовского компонентов, потребностей работодателей и пр.).
В рамках обсуждения проректор по учебно-методической работе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого Александр Прокопьевич Плотников подчеркнул необходимость выработки не только единой структуры, но и общего содержания и методов обучения. Этому могло бы способствовать восстановление практики обсуждения подходов к содержанию дисциплин (модулей) по профилям подготовки.
Михаил Юрьевич Соловьев, проректор по учебной работе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, отметил важность профессионального диалога, направленного на соглашение о едином образовательном пространстве, которое позволит активнее участвовать в реализации сетевых образовательных программ.
Проректор по учебно-методической работе Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина Александра Александровна Толстенева поделилась опытом участия в программе модернизации педагогических вузов и представила структуру модульной образовательной программы, основанную на принципах вариативности, академической мобильности, индивидуализации образовательного маршрута.
Ирина Эдуардовна Кондракова, заместитель ректора Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по развитию сотрудничества в области педагогического образования, выступила от лица Федерального учебно-методического объединения по педагогическому образованию. Она поддержала тезис о том, что в педагогических вузах много и общего, и индивидуального. Это нашло отражение в разработанных ранее примерных основных образовательных программах.
Проректор по учебно-методической работе и качеству образования Самарского государственного социально-педагогического университета Наталья Николаевна Кислова предложила начать с работы над индикаторами профессиональных компетенций и определить единый регламент совместной работы.
Дарья Александровна Кудрявцева, проректор по дополнительному образованию МПГУ, обратила внимание, что для достижения поставленных задач важна работа по развитию кадрового потенциала вузов и призвала к созданию сетевых программ повышения квалификации.
По итогам семинара были приняты решения по дальнейшей работе и формированию методических рекомендаций для педагогических вузов.
Учебно-методическое управление