Центр социологических исследований совместно с Учебно-методическим управлением МПГУ, Управлением профессиональной ориентации и содействия трудоустройству, провели исследование «Мониторинг востребованности образовательных программ и удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников МПГУ». Исследование проводилось с 25.01.2019 по 28.03.2019, использовался онлайн-опрос. Всего было опрошено 340 работодателей тех организаций, которые вуз рассматривает в качестве стратегических партнеров.
Целью исследования являлось выявление требований работодателей к подготовке выпускников, определение направлений и перспектив по расширению взаимодействия МПГУ с ключевыми партнерами на условиях взаимовыгодного сотрудничества в сфере подготовки высококвалифицированных кадров.
В рамках исследования важно было определить стратегии работодателей в подборе молодых кадров. В этой связи работодателей просили указать, каким факторам они отдают предпочтение при приеме выпускников вузов.
Возросшие требования современного рынка труда к подготовке выпускников выражаются в диверсификации политики занятости. Существенное влияние на предпочтительный выбор работодателей оказывает целая группа факторов, в их числе: наличие долгосрочных связей с организациями-работодателями, имидж вуза, а также особенности предстоящей деятельности.
Согласно полученному распределению (рис. 1), залогом успешного трудоустройства выпускников, по мнению большинства работодателей, выступает наличие опыта / практики работы по специальности (64%; 1 место).
Рис. 1. ТОР-5 основных факторов, определяющих выбор работодателями выпускников вуза, %%
(Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать более одного варианта ответа)
На втором месте оказываются личностные качества (60%). Среди востребованных качеств личностного позиционирования работодатели выделяют коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность. Кроме того, у молодежи ценятся умения работать в команде, принимать решения и оперативно обучаться; готовность начинать с низовых позиций и др. Данные позиции являются наиболее значимыми и предопределяют конкурентоспособность молодых людей на рынке труда.
На третьем месте оказывается уровень базовой подготовки (53%). Очевидно, что профильное образование самым непосредственным образом определяет профессиональную траекторию развития выпускника, а также его трудовую мобильность.
Тех, кто заявляет о наличии у выпускников дополнительного образования / подготовки, помимо общего вузовского образования, оказывается не так много (34%, 4 место). Как можно заметить, определенная доля работодателей уверена, что дополнительная профессиональная подготовка повышает шансы выпускников на успешное трудоустройство.
Резюмируя сказанное, отметим, что выбор работодателей определяется не только с позиции профиля профессиональных компетенций, но и со стороны личностных качеств и свойств. Остро ощущается потребность в когнитивных навыках по самостоятельному принятию решений, самоорганизации и саморазвитию. Вместе с тем опрос выявил, что требования работодателей не всегда коррелируют с мотивационными установками выпускников. Так, например, в ответах выпускников преимущественно доминируют ориентиры на гарантированный карьерный рост, а также на обеспечение высокого начального уровня оплаты труда.
Пост-релиз подготовлен участником исследования,
студенткой третьего курса направления «Социология»
Дарьей Матанцевой