Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Предпремьерный показ спектакля «Сказка о царе Салтане»

Новости МПГУ

21 января в концертном зале Сретенской духовной академии состоялся предпремьерный показ спектакля «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди, или о Небесном граде», подготовленного театральной студией «Школа радости» Духовно-просветительского центра имени священномученика Илариона (Троицкого), который действует при Московском Сретенском монастыре. С этим спектаклем студийцы входят в юбилейный год 125-летия Александра Сергеевича Пушкина и в Год семьи.

«Александр Сергеевич Пушкин написал эту самую свою радостную сказку в первый год семейный жизни, вдохновленный долгожданным теплом семейного очага, – говорит куратор проекта «Школа радости», доцент кафедры русской классической литературы МПГУ Елена Михайловна Жабина. – Обрести семью значило для него обрести счастье, прочность жизни. «Сказка о царе Салтане» – о любви, верности, умении от всего сердца прощать обидчиков. В этом залог семейного счастья. Именно эту мысль мы стремились донести до зрителя. Это история, рассказанная в небесах, под небесами, в Граде мечты».

Пушкинские сказки – вне времени и пространства, они, как писал известный пушкинист Валентин Непомнящий, воплощают «сверхбытие», при этом близкое и понятное каждому. В спектакле это замечательно передано с помощью запоминающихся, чарующих деталей: плывущий в таинственной и уютной темноте «град на острове», мерцающий теплыми огоньками; синяя волна, по которой плывет бочка с царицей и юным князем, а потом – Лебедь…

Зритель словно прикасается к историческому прошлому России: действие сопровождается великолепными исполнением русских народных песен, духовных песнопений, колядок (в спектакле задействованы Хор Сретенской духовной академии под управлением иеродиакона Григория (Панфилова) и фольклорный хор «Фацетия»). При этом никаких кокошников, сарафанов, душегреек, кафтанов. Одежда героев современна (без вызывающей развязности), длинные шерстяные платья, свитера, подчеркнутые какой-либо деталью исторического костюма – лаконично и в то же время выразительно.

Казалось бы, что нового можно внести в сценическое воплощение произведения, которое бессчетное количество раз экранизировалось и ставилось на сцене? Но спектакль режиссера Аллы Олеговны Плакатиной, искренне и изобретательно сыгранный непрофессиональными, но безусловно талантливыми артистами, выглядит неожиданно свежо и оригинально. Оказывается, «лица необщего выраженья» можно вполне достичь без эпатажных выходок, низового юмора и прочих сомнительных «находок», которыми в последние десятилетия потчевали публику новомодные «деятели искусств». Спектакль сретенцев пронизан целомудрием и силой подлинных чувств, мягким юмором и философской глубиной – всем тем, что вложил в свое произведение великий поэт.

И зрители с благодарностью откликаются на это чудесное действо.

«Очень здорово в спектакле выражены традиционные ролевые модели, – говорит выпускница факультета дошкольной педагогики и психологии, семейный психолог, научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований Анна Аянян. – Кротость и нежность женских образов, мужественность, решительность, отвага в мужских образах… Это проявляется во всем: в плавных движениях, в танце девушек в начале спектакля (прекрасная работа хореографа Елены Лишевской). Всё это женственно, нежно, красиво, при этом не сексуализированно, не агрессивно. Для детей это очень полезно и показательно. Они это считывают сразу, как моя пятилетняя дочь, которой очень понравилась царица за ее скромность и мягкость и царь Салтан. Дочка сказала: он, как наш папа, веселый и сильный. Запоминаются и острохарактерные персонажи – баба Бабариха, повариха, ткачиха с их богатой мимикой… Глубоко трогает мысль о милосердии, которая проходит через всю сказку: не последовало жестокой расправы с завистницами, герои проявили великодушие. Правильно расставлены акценты, и я, много раз читавшая «Сказку о царе Салтане», открываю в ней для себя новые грани и восхищаюсь тем, как без всякой назидательности через художественные образы, пластику, музыкальные номера раскрывается глубинный смысл этого произведения».

Среди активных участников театральной студии «Школа радости» – студенты и выпускники МПГУ. В ней всегда рады новым участникам, которые могут влиться в дружный коллектив, а для начала присоединиться к группе студии ВКонтакте https://vk.com/school_of_joy_sretenka или написать непосредственно куратору театрального коллектива Е.М. Жабиной:
elena-schabina@mail.ru

Н.Ю. Богатырёва

27 / 01 / 2024

Показать обсуждение