9 апреля 2019 года в Институте математики и информатики состоялся предпрофессиональный экзамен по информатике в академических классах (практическая часть). На экзамен приехали московские школьники из четырех школ, всего было 27 обучающихся. Академические классы были созданы в 10 школах Москвы. Они для тех, кто уже в школе хочет сделать первые шаги в научной сфере, чтобы в будущем найти работу, связанную с практическими исследованиями в области технических, естественных и других наук.
Практическая часть экзамена по информатике состоит из 20 вариантов, предъявляемых обучающимся в виде кейсов. При отборе содержательных вопросов по информатике для использования на экзамене в академических классах было уделено внимание тем вопросам, которые являются наиболее актуальными в различных сферах деятельности. Проблема информационной безопасности актуальна для каждого современного человека и общества в целом. Вопросы информационной безопасности затрагиваются обучающимися основной школы при изучении темы “Кодирование”. Обучающиеся знакомятся с понятиями кодирование и декодирование информации, шифрование, дешифрование, осваивают некоторые алгоритмы кодирования и шифрования.
В старших классах получает свое развитие тема “Компьютерные сети”, в которой изучаются вопросы информационной безопасности в рамках сетевого взаимодействия. Кроме того, тема “Кодирование” рассматривается 10 классе, а также обучающиеся 11-х классов в рамках предмета информатика рассматривают раздел “Социальная информатика”, при изучении которого обучающиеся знакомятся с правовым регулированием в информационной сфере, проблемой личной информационной безопасности.
Все вопросы информационной безопасности связаны с возможностями программирования в современных средах программирования. Программирование считается сложной темой курса информатики и в настоящее время вопросы программирования проверяются в ходе государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена. Программирование является средством реализации мер по обеспечению информационной безопасности. Поэтому можно ограничиться проверкой знаний и умений использовать различные шифры и алгоритмы шифрования, пониманием правовых основ информационной безопасности. Учитывая неравномерное изучение данных вопросов в основном курсе информатики, наилучшим инструментом оценки качества подготовки выпускников является кейсы. Это связано с тем, что в кейсе должна содержаться вся необходимая информация по теме, практические примеры использования шифров и алгоритмов шифрования, а также проблемная ситуация и задания к ней. В самом начале кейса дается подробная инструкция по работе и критерии проверки результатов. Такой формат работы оказался наилучшим для обучающихся.
По процедуре экзамена у наблюдателя из МЦКО не было замечаний.
Проведенный экзамен для большинства участников оказался успешным, шестерым обучающимся удалось набрать максимальное количество баллов из возможных.
С такими результатами мы ждем выпускников в Институте математики и информатики для продолжения образования!