7 декабря 2022 г. на площадке Финансового университета состоялась экспертная сессия по формированию подходов к проведению аккредитационного мониторинга, организатором которой стала Федеральная служба по надзору в сфере образовании и науки.
В работе сессии приняли участие Н.В. Алтыникова, директор по развитию ГК «Просвещение», член Общественного совета Рособрнадзора, Ю.С. Егорова, директор ФГБУ «Федеральный центр тестирования», представители федеральных органов исполнительной власти, представители работодателей, представители 76 вузов, эксперты Рособрнадзора.
Анзор Ахмедович Музаев, руководитель Рособрнадзора, отметил, что аккредитационный мониторинг скорее всего начнется осенью будущего года и будет направлен на определение проблемных зон образовательной деятельности вузов, что станет сигналом для анализа и принятия управленческих решений со стороны ректоров. Аккредитационный мониторинг позволит Рособрнадзору сформировать индикаторы риска. Пока их два – требования к сайту и заполнение ФРДО, при этом ни один из них не является показателем качества подготовки специалистов.
Основу аккредитационного мониторинга составляют разработанные и утвержденные аккредитационные показатели, для определения которых необходима объективная методика расчета.
Объективность – главный критерий не только аккредитационного мониторинга, но и государственной аккредитации.
Проведенная апробация аккредитационных показателей, в которой также принимал участие МПГУ, стала первым шагом в сторону автоматизации процесса мониторинга.
Наталья Васильевна Алтыникова, директор по развитию ГК «Просвещение», отметила, что пока не будет достигнута полная автоматизация в мониторинге будут участвовать не все программы вузов.
Уже в ходе апробации был выявлен ряд проблемных вопросов, которые были скорректированы: уточнены индикаторы, более четко определены временные периоды, по которым проводится сбор данных, внесены уточнения в методики.
Процедуре мониторинга будут подвергаться образовательные программы по профилям, а не по направлениям в целом, так как именно профильная направленность определяет специфику будущей деятельности выпускника.
О технологических решениях, связанных с внедрением аккредитационного мониторинга, рассказала Юлия Станиславовна Егорова, директор ФГБУ «Федеральный центр тестирования».
В завершение пленарной части рабочие группы получили техническое задание –подготовить предложения по технологии проведения аккредитационного мониторинга, механизму отбора программ, определению роли вуза, а также по критериям внешней оценки качества образования.
Представители Учебно-методического управления МПГУ приняли участие в группе «Образование и педагогические науки». Рабочие группы, сформированные по областям образования, по итогам обсуждений представили свои предложения. Было выражено общее мнение, что процесс мониторинга должен быть автоматизированным, при этом роль вуза в этом процессе должна предполагать обратную связь, возможность скорректировать автоматически загружаемую информацию, если она неверна.
Подводя итоги работы экспертной сессии, Наталья Васильевна и представители Рособрнадзора поблагодарили участников за сотрудничество, критический анализ и поступившие предложения, отметив при этом, что невыполнение какого-либо показателя является точкой роста, развития образовательной программы и вуза в целом, тогда как нахождение в «зеленой зоне» может сдерживать развитие. До всех вузов будет доведена обновленная методика, а также будут организованы разъясняющие вебинары.
Учебно-методическое управление