Дефектологическая общественность Российской Федерации продолжает отмечать День дефектолога. 28 ноября 2024 г. в Российском государственном социальном университете прошла научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение социализации и развития сферы жизненной компетенции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Мероприятие было организовано кафедрой инклюзивных социальных групп и ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В конференции приняли участие известные специалисты в области образования, сопровождения и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, представители ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», ведущие преподаватели московских вузов: И.Ю. Левченко, д. психол.н., профессор ( МГПУ);И.М. Яковлева, д.пед.н., профессор (МГПУ); В.В. Ткачева, д.психол.н., профессор (МПГУ); А.А. Дмитриев, д.пед.н., профессор (ГГПУ), а также руководители служб психолого-педагогического и социального сопровождения, специалисты по инклюзивному образованию, педагоги-психологи, учителя-логопеды и др. В рамках работы конференции проводился круглый стол, посвященный развитию межведомственного взаимодействия по вопросам доступности инклюзивного образования.
В своем докладе «Роль родителей в процессе социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья» профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства нашего университета Виктория Валентиновна Ткачева обратилась к проблеме выбора стратегий социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающей тесное и продуктивное взаимодействие родителей и общества. Докладчик предложила свое видение этой проблемы, выделив в этом вопросе семь стратегий. Жизнь человека не только зарождается в семье, но и у значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья проходит в семье, поэтому и сам процесс их социализации начинается в семье, в связи с чем семья такого ребенка оказывается неотъемлемой частью процесса его социализации и взросления.
С докладом «Особенности личности и жизненных компетенций молодых людей с интеллектуальными и комплексными нарушениями» на секционном заседании конференции выступила также Светлана Алексеевна Груцкая, аспирант 3 курса кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии. Она осветила результаты изучения особенностей личностного развития, самооценки и уровня притязаний молодых людей с интеллектуальными и комплексными нарушениями.