Руководитель лаборатории сценических практик и руководитель учебного театра «Навстречу» кафедры психологической антропологии Института детства А.Е. Ростовская и студентка 4 курса дефектологического факультета М. Зайцева приняли участие в круглом столе «Эффекты присутствия: двадцать лет спустя», который проходил в МГУ им. М.В. Ломоносова.
А.Е. Ростовская и М. Зайцева выступили с докладом «К органике педагогического действия: о возможности работы с эффектами присутствия в сфере образования» и представили один из примеров практической реализации сценической модели действия в педагогическом образовании в исполнении М. Зайцевой в форме постановки по фрагменту автобиографического эссе «Мой Пушкин» Марины Цветаевой.
В рамках круглого стола, путем сосредоточения на конкретных примерах, были поставлены несколько групп вопросов: какими вербальными и невербальными средствами эффект присутствия производится в литературных текстах и кинотекстах? Как он передается и как переживается, рефлексируется, оценивается читателем или зрителем? Какие возможности аналитической работы с интересующим нас феноменом опробованы в (когнитивно-ориентированных) лингвистике и литературоведении, киноведении, искусствознании? Какие социальные, этические, педагогические задачи могут ставиться и решаться в русле такого анализа? Как может в будущем развиваться междисциплинарный диалог и обмен в этой области?
Понятия «присутствие», «производство присутствия» были введены 20 лет назад, в 1990-х годах, с целью обозначить «эффект осязаемости, создаваемый средствами коммуникации» (Гумбрехт Х.У.) и тем самым задали относительно новый фокус интереса, область сотрудничества ряда человековедческих дисциплин.