18 апреля 2024 г. сотрудники Института детства выступили на семинаре с международным участием «Научно-исследовательская деятельность по направлению “Госпитальная педагогика”», организованном Проектом госпитальных школ России «УчимЗнаем», Департаментом образования и науки г. Москвы, лабораторией междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ФГБНУ «Института развития, здоровья и адаптации ребенка».
В секции «Научно-исследовательская деятельность по направлению “Госпитальная педагогика”» сделала доклад Татьяна Володаровна Туманова, д.п.н., профессор кафедры логопедии, ведущий научный сотрудник, директор Института специального образования МУППУ, директор центра речи и коммуникации по теме «Включенность педагогов в персонализированное образовательное пространство». Татьяна Володаровна осветила проблематику персонализации как одного из ведущих трендов современного образования, познакомила участников конференции с результатами исследований возглавляемой ей научной группы, которые базируются на стыке дефектологии и госпитальной педагогики, представила новейшее методическое пособие, разработанное для коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями речи как пример взаимовлияния современных гуманистических подходов и традиционных практических методов с доказанной эффективностью.
В рамках секции «Подготовка педагогических кадров по направлению “Госпитальная педагогика”» в докладе «Госпитальная педагогика как антропологический проект в современном образовании: перспективы исследований» группа преподавателей кафедры психологической антропологии Елена Игорьевна Адамян, к.филол. н., заместитель директора Института детства по научной работе, доцент кафедры; Луиза Игоревна Адамян, к.психол.н., заведующий кафедрой; Елена Борисовна Колосова, ст. преподаватель кафедры – рассказали о концептуальной модели научных исследований в контексте реализуемых магистерских программ, а также программы специализированного высшего образования «Госпитальная педагогика», которая стартует в новом 2024 учебном году. Внимание в докладе было уделено разным институциональным формам включения детей на длительном лечении в образовательный процесс, нестандартным стратегиям психолого-педагогической поддержки, таким как читательский клуб, необходимости прозрачного и технологически выстроенного маршрута реинтеграции ребенка в родную школу.
Необходимо отметить, что в формате дискуссий на разных секциях семинара были представлены промежуточные результаты диссертационного исследования аспиранта кафедры психологической антропологии Ивана Алексеевича Гусева (научный руководитель – д.п.н., профессор И.Д. Демакова), заместителя директора по специализированному структурному подразделению «Госпитальная школа “УчимЗнаем”», посвященного наиважнейшим вопросам воспитания в условиях госпитальных школ.
Магистры психолого-педагогического образования, выпускники программы «Госпитальная педагогика» 2024 года кафедры психологической антропологии познакомили слушателей с интереснейшими разработками по игровым технологиям, теоретические аспекты которых были защищены и апробированы в процессе подготовки магистерских диссертаций, а в дальнейшем внедрены в учебно-воспитательную практику региональных площадок «УчимЗнаем». Лариса Михайловна Стефанова, учитель русского языка и литературы (Республика Коми) указала на дидактическую и психологическую ценность игровых технологий как ресурса социализации подростка в условиях медицинского стационара, а Юлия Игоревна Индюкова, методист МРЦДО (Красноярский край, г. Норильск) раскрыла эту тематику в докладе «Игровые коммуникации для детей, находящихся на длительном лечении в условиях Крайнего Севера».
Кафедра психологической антропологии выражает искреннюю благодарность организаторам семинара, Сергею Витальевичу Шарикову, руководителю проекта «УчимЗнаем», профессору, PhD, почетному работнику общего образования РФ – и всем сотрудникам и сподвижникам – за высокий уровень организационной культуры, тщательность в отборе научного и практического материала для дискуссионных площадок, интеллектуальную щедрость, гостеприимство и вдохновение для дальнейших совместных научных поисков!
Текст: Е.Б. Колосова,
кафедра психологической антропологии
Института детства
Фотографии: УчимЗнаем