25 сентября завершился онлайн-форум для выпускников немецких программ «Россия и Германия: дискурс идентичностей – вариации и трансформации», одним из соорганизаторов которого стал МПГУ.
Традиция проведения междисциплинарных конференций для выпускников существует больше 17 лет, и в этот раз, несмотря на ограничения онлайн формата, мероприятие прошло на высоком уровне и привлекло большой интерес участников к обсуждаемым вопросам.
Предпосылкой для интенсивного обсуждения терминов «идентичность», «ценности», «нормы» является сравнение себя с «другими». Идентичность является результатом процесса преодоления противоречий между внутренним и внешним миром, и с точки зрения социальной психологии понимается как феномен индивидуального субъекта, осознающего свое собственное «я». Различные точки зрения на этот феномен можно найти в российских и германских исследованиях в области истории, психологии, педагогики, политологии и социологии.
Форум затронул такие актуальные темы, как обретение национальной идентичности в отдельных постсоветских государствах, германская идентичность в исторической перспективе, идентичность и волны миграции в XX и XXI вв., стереотипы и вызовы идентичности русских немцев в России и Германии, автобиографическая память русских немцев в ФРГ как пространство культурного трансфера и гибридной идентичности, личностная и групповая идентичность, управление идентичностью в контексте германо-российского экономического сотрудничества, международный образовательный обмен, идентичность и интернационализация глобальной системы образования и др.
Программа включала в себя доклады экспертов, круглые столы, мастер-классы для участников и гостей конференции.
Среди экспертов конференции были представители МПГУ, Вюрцбургского университета, Института внешних культурных связей, Германской службы академических обменов, Московского Гумбольдтовского Клуба, Фонда Александра фон Гумбольдта в России, Российско-Германской внешнеторговой палаты, Финансового университета при Правительстве РФ, МГУ, Новгородского государственного университета.
Директор Музея МПГУ Владимир Борисов определил понятие академической идентичности и средства ее формирования через механизм музея, демонстрирующего культурное и научное наследие университета. Он охарактеризовал богатые фонды музея МПГУ, показал специфику тематической экскурсионной активности в изучении истории университета. Особенно он отметил важность самоорганизации студентов в области творческой деятельности по оформлению экспозиций и при осуществлении музейной практики. Таким образом, музей формирует дух корпоративной идентичности, гордость своим факультетом или университетом, а академическая идентичность, в свою очередь, связана с развитием профессиональной идентичностью будущего учителя.
Директор Центра изучения исторической памяти и гражданской идентичности МПГУ С. А. Засорин выступил с докладом «Роль российских университетских музеев в переходе от академической к региональной и гражданской идентичностям». Он провёл исторический экскурс на основе глубинного анализа культурно-исторического развития музейного проектирования. Он выделил возможности трансформации академических идентичностей в региональные и гражданские: развитие университетов как активных институтов гражданского общества, обеспечение целостности и преемственности всех уровней системы образования страны, совершенствование интеллектуального потенциала общества, сочетание чувства уважения и гордости по отношению к Alma Mater, «малой Родине», Отечеству в целом.
Одной из завершающих тем дискуссионного форума стал международный образовательный обмен, успешные примеры из практики, под названием «Идентичность и интернационализация глобальной системы образования». Совместно с проректором по международным связям Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Михаилом Певзнером заместитель начальника Управления международных связей МПГУ Ольга Морозова представили наиболее интересные примеры работы университетов по линии академической мобильности с учетом различных вызовов современности. Ольга Морозова в своем выступлении говорила о мероприятиях МПГУ по сохранению национальной идентичности студентов через культурные ассимиляторы, позволяющие бесконфликтно адаптироваться к другой реальности, чужой стране и к новому опыту. Доклад сопровождался живой дискуссией участников и обсуждением проблем культурного шока и этапов процесса адаптации.
Подводя итоги форума можно уверенно сказать, что роль воспитания и образования играют незаменимую роль в процессе формирования идентичности. Каждый человек имеет свой уникальный опыт, свои ценности и принципы, и именно наше разнообразие позволяет нам говорить на одном языке и решать общие проблемы.