6 июня 2024 г., в Пушкинский день, состоялся очередной вебинар из цикла «Стратегии преодоления профессиональных дефицитов педагогов», организованный Научно-методическим центром сопровождения педагогических работников при Московском педагогическом государственном университете в соответствии с основным направлениями деятельности Центра. Он был посвящен ценностным ориентирам и стратегиям воспитания современных школьников средствами преподаваемых предметов. Цель вебинара – консультационно-методическое сопровождение общеобразовательных организаций (модератор: Алла Михайловна Антипова, начальник отдела организационно-методического сопровождения Научно-методического центра сопровождения педагогических работников при МПГУ, профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии, доктор педагогических наук, профессор).
В приветственном слове директора Научно-методического центра, заведующего кафедрой методики преподавания литературы Института филологии, доктора педагогических наук, профессора Виктора Фёдоровича Чертова внимание было акцентировано на глубоких традициях воспитывающего обучения, сложившихся в отечественной системе образования.
Открылся вебинар выступлением известного учёного, основателя научной школы «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка», Почётного профессора МПГУ, доктора педагогических наук, профессора кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ Алевтины Дмитриевны Дейкиной. Она представила яркий и глубокий доклад о ценностном потенциале русского языка. Речь шла об актуальности воспитания национального самосознания подростка, органичности воспитательных решений в процессе обучения любому предмету на основе языка обучения – русского языка. Не случайно выступление Алевтины Дмитриевны вызвало неподдельный интерес не только учителей-словесников. В День русского языка Алевтина Дмитриевна напомнила слушателям о создателе русского литературного языка и торжествах в честь 100-летия и 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Было отмечено, что в мировоззрении современных школьников должно укореняться представление о российской цивилизации – «отечестве Пушкина», её истоках и развитии. Специальное внимание было уделено лингвокультурологическому потенциалу школьного курса русского языка.
В работе вебинара активное участие приняли специалисты в области теории и методики обучения и воспитания, педагогики, включая музейную педагогику, представляющие разные регионы России.
Воспитательные возможности урока литературы на основе региональной идеи были раскрыты в содержательном выступлении старшего преподавателя кафедры методики преподавания общеобразовательных дисциплин Бурятского республиканского института образовательной политики Людмилы Николаевны Бурдуковской (г. Улан-Удэ). Были обозначены основные направления реализации воспитательного потенциала урока: совершенствование структуры урока; отбор содержания материала; организация общения.
Уникальная региональная модель подготовки будущих инженеров была представлена Оксаной Владимировной Романовой, доцентом кафедры педагогических и управленческих технологий Института развития образования Свердловской области, кандидатом филологических наук (г. Екатеринбург). Уральская инженерная школа базируется на углублённом изучении учебных дисциплин физико-математического и естественнонаучного циклов, формировании знаний и прикладных умений обучающихся, мотивированных на получение профессий, ориентированных на технические, инженерные и высокотехнологические отрасли.
С интересным личным опытом реализации воспитательных задач на уроках физики познакомила Альбина Борисовна Дамбуева, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики, кандидат физико-математических наук, доцент (г. Улан-Удэ). Сквозная идея её выступления – решающая роль учителя в воспитании у школьников цифрового поколения познавательного интереса к физике как учебному предмету. В самом начале Альбина Борисовна вспомнила своего учителя и наставника Дандара Сангадиевича Сандитова, определившего её профессиональный путь. Несомненно, учителей физики заинтересуют представленные увлекательные задачи для учащихся.
Запоминающимся стало выступление Юлии Александровны Капалкиной, учителя математики средней общеобразовательной школы № 1 ст. Зеленчукской им. В.П. Леонова, регионального методиста Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования, советника Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России–2018», призера Всероссийского конкурса «Воспитать человека–2020» (г. Черкесск). Эмоционально, вдохновенно и доказательно Юлия Александровна рассказала о неисчерпаемых воспитательных ресурсах математики как учебного предмета.
Завершился вебинар прекрасным выступлением Альфии Хусаиновны Фахретдиновой, руководителя научно-методического центра Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводский Урал». Она познакомила с региональным опытом педагогического взаимодействия музея и школы, заслуживающим обобщения и тиражирования. Особый интерес вызвали разнообразные формы работы с подрастающим поколением, предусматривающие активную включённость школьников в изучение истории родного края.
Программа вебинара получилась очень насыщенной и разнообразной. В ней, по уже установившейся традиции, гармонично соединились теория и практика, «расчёт и вдохновение» профессионалов высокого класса, любящих своё дело и своих учеников. Состоялся заинтересованный диалог, взаимообогащающий обмен идеями и опытом.
Среди слушателей вебинара были представители Центров непрерывного повышения педагогического мастерства, работники Институтов развития образования, учителя школ, преподаватели педагогических университетов из Москвы, Нижнего Новгорода, Орла, Омска, Ставрополя, Бийска, Севастополя, Московской, Тульской, Воронежской, Новгородской, Свердловской областей, Алтайского края, Республики Бурятия, Карачаево-Черкесской Республики и др.
Материалы с вебинара: