Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

В Институте филологии ученые и педагоги России обсудили «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в школе и вузе» в рамках Международного научно-педагогического форума, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне «Слово исторической правды» (V Съезд общества русской словесности)

Наука
В Институте филологии в рамках V Съезда общества русской словесности состоялось заседание подсекции «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в школе и вузе» в рамках Международного научно-педагогического форума, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне «Слово исторической правды».
На заседании прозвучало 20 содержательных докладов. Ведущими подсекции были Почетный профессор МПГУ А.Д. Дейкина, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка Института филологии В.Д. Янченко, профессор кафедры методики преподавания русского языка О.Н. Левушкина.
В заседании подсекции в очном и дистанционном форматах в качестве выступающих и слушателей приняли участие около 50 учителей и ученых из Москвы, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Тамбова, Ставрополя, Краснодара, Хабаровска, Воронежа, Котласа (Архангельская обл.), г. Алатырь (Чувашия), с. Исетское (Тюменская область), с. Ичалки и с. Рузаевки (Мордовия), а также из Намангана (Узбекистан).
В докладе «История методики преподавания русского языка периода Великой Отечественной войны» заведующий кафедрой методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ доктора педагогических наук, профессор В.Д. Янченко на основе хронологического принципа осветил этот исторический период, представил вклад отечественных педагогов и методистов-русистов в дело победы над фашизмом. В условиях Великой Отечественной войны труд ученых и учителей стал делом особой важности. В докладе были приведены примеры из научных биографий ученых и педагогов, работа которых в годы войны была подвигом: П.О. Афанасьева, Е.А. Бариновой, В.В. Виноградова, В.А. Добромыслова, Е.Н. Петровой, М.А. Рыбниковой, Л.В. Щербы. Было подчеркнуто, какой высокой ценой досталась победа нашей стране, народу, системе образования и науки; приведены слова наркома просвещения В.П. Потемкина: «Никто не посмеет утверждать, что наша школа не выполнила своей основной воспитательной задачи. Все мы с гордостью сознаем, что доблестными защитниками Родины, победителями немецкого фашизма явились и питомцы советской школы».
В докладе доктора педагогических наук профессора кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ О.Н. Левушкиной была раскрыта актуальная тема ценностно ориентированного урока русского языка: современные возможности лингвокультурологии текста. Вызвал интерес у слушателей доклад доктора педагогических наук, профессора кафедры риторики и культуры речи им. Т.А. Ладыженской Института филологии МПГУ З.И. Курцевой «Слово учителя в годы Великой Отечественной войне».
В выступлении доцента кафедры риторики и культуры речи им. Т.А. Ладыженской МПГУ кандидата филологических наук Е.Б. Баранниковой были показаны особенности риторической композиции выступающих студентов с ораторской речью в честь годовщины Великой Отечественной войны.
В выступлении доцента кафедры РКИ в профессиональном обучении Института филологии МПГУ кандидата педагогических наук О.В. Барановой были продемонстрированы возможности использования аудиовизуальных средств на уроках русского языка в 9 классе. Выступление доцента кафедры риторики и культуры речи им. Т.А. Ладыженской Института филологии кандидата педагогических наук М.В. Горбуновой продемонстрировало цифровой текст как элемент актуального прошлого.
Далее прозвучал доклад заведующего кафедрой русского языка, литературы и журналистики Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, доктора филологических наук В.Н. Артамонова «От анализа средств выражения грамматической категории к пониманию смысла текста».
В совместном докладе ассистента Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Е.Д. Гиже и преподавателя Академии гражданской защиты МЧС России, кандидат педагогических наук Т.Ф.  Крушинской был представлен процесс формирования у иностранных обучающихся навыка выражения приблизительного количества в текстах.
В выступлении учителя русского языка и литературы СМОШ № 9 г.  Рузаевки Ю.Д. Ермаковой была раскрыта актуальная проблема всеобщей безграмотности и влияния на мозг нейросетей. В докладе старшего преподавателя Института Дружбы народов Кавказа (г. Ставрополь) Е.В. Климовой освещалась проблема взаимоотношений литературы и медиа в современном мире.
28 / 11 / 2025

Показать обсуждение