Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

В Институте филологии состоялось заседание подсекции «Актуальные проблемы преподавания литературы в школе» в рамках Международного научно-педагогического форума, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне «Слово исторической правды» (V Съезд общества русской словесности)

Наука

В Институте филологии в рамках Международного научно-педагогического форума, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне «Слово исторической правды» (V Съезд общества русской словесности), состоялось заседание подсекции «Актуальные проблемы преподавания литературы в школе». Ее ведущими выступили В.Ф. Чертов, заведующий кафедрой методики преподавания литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета, директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников при МПГУ, главный редактор журнала «Литература в школе», доктор педагогических наук, профессор; А.М. Антипова, профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии МПГУ, начальник отдела организационно-методического сопровождения Научно-методического центра сопровождения педагогических работников при МПГУ, доктор педагогических наук.

Большая часть выступлений была посвящена изучению произведений о Великой Отечественной войне в средней и вышей школе, что приобретает особую значимость в контексте современных задач обучения и воспитания гражданина, духовно-нравственного развития личности. В выступлениях университетских преподавателей и школьных учителей, представляющих разные регионы нашей страны (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Калуга, Воронеж, Казань, Уфа, Якутск, Чебоксары, Новокузнецк, Рязанская и Владимирская области, Ямало-Ненецкий автономный округ) были освещены различные аспекты данной проблемы, представлен интересный опыт.

Особый настрой был создан профессором РГПУ им. А.И. Герцена Л.И.  Коноваловой, в докладе которой («Наставникам, хранившим юность нашу») речь шла о методистах-словесниках – участниках Великой Отечественной войны».

В ходе обсуждения выступлений подчёркивалась важность осмысления традиций воспитывающего обучения литературе в целом, а также развития традиций изучения литературы о Великой Отечественной войне, включённой в школьные программы с 1942 г. (в рамках раздела «Основные вопросы развития советской литературы» в 10 классе рассматривалась тема «Советские писатели и Великая Отечественная война», в списке для внеклассного чтения были представлены тексты К. Симонова, Н. Тихонова, И. Эренбурга). В последующие голы в программы вошли наиболее значительные произведения о Великой Отечественной войне, некоторые из которых и сегодня изучаются в школе: стихотворения К. Симонова, А.  Суркова; «Судьба человека» М. А. Шолохова; «Василий Тёркин» и стихотворения А. Т. Твардовского и др.

Участники подсекции говорили о высоком образовательно-воспитательном потенциале произведений о войне, представляли удачные примеры взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности по литературе в школе на примере произведений о Великой Отечественной войне (в том числе произведений современных писателей).

На заседании прозвучали также доклады, посвящённые изучению русской классической литературы, вызывающей немалые трудности у школьников цифрового поколения. В выступлениях предлагались различные способы их преодоления, а также интересные приёмы стимулирования читательской деятельности современных подростков. В отдельных выступлениях были раскрыты направления подготовки в педуниверситете учителя-словесника как организатора учебной и воспитательной деятельности.

Работа секции оказалась весьма плодотворной, открыла новые перспективы для развития методической науки.

28 / 11 / 2025

Показать обсуждение