25 марта 2023 года в Институте филологии Московского педагогического государственного университета в рамках Международной научно-практической конференции «Текст, речевая культура, речевое поведение в методике преподавания русского языка», которая была организована кафедрой методики преподавания русского языка, состоялась Ассамблея «Методическое наследие А.В. Текучёва (к 120-летию со дня рождения)».
Приветственное слово к участникам конференции было обращено руководством Института филологии – директором Института филологии МПГУ, заведующим кафедрой русской классической литературы, доктором филологических наук, профессором Е.Г. Чернышевой и заместителем директора Института филологии МПГУ, доктором филологических наук, профессором И.С. Урюпиным. Участников Ассамблеи приветствовали Почетный профессор МПГУ доктор педагогических наук А.Д. Дейкина и заведующий кафедрой методики преподавания русского языка В.Д. Янченко.
В ассамблее, проведенной в смешанном формате, приняли участие около 50 человек, среди них 22 докладчика и около 30 слушателей, среди которых были коллеги из дружественных университетов, учителя-словесники, магистранты и студенты Института филологии.
Отрыл ассамблею доклад к.п.н. Л.Ю. Комиссаровой «Жизненный путь академика А.В.Текучёва». Людмила Юрьевна биографически точно представила жизненный путь выдающегося ученого, основные жизненные вехи, которые повлияли на путь становления АПН СССР А.В.Текучёва (1903–1987). Демонстрация редких фотоснимков ученого-методиста А.В. Текучёва позволила воссоздать атмосферу той эпохи. Доклад к.п.н. Л.Ю. Комиссаровой был высоко оценен и поддержан всеми участниками ассамблеи.
Вызвал высокий интерес и доклад Почетного профессора МПГУ д.п.н. А.Д.Дейкиной «Аксиологический взгляд на хрестоматию по методике русского языка А.В. Текучёва», в котором была отмечена особая ценность трудов академика и актуализирован потенциал наследия ученого как источника аксиологической основы обучения русскому языку.
Привлекло внимание слушателей выступление к.ф.н. И.В. Текучёвой (внучки академика А.В. Текучёва) «О классическом учебнике «Методика русского языка в средней школе» академика А.В. Текучёва». Преемственность и верность филологии прослеживалась в семье академика на протяжении 3-х поколений, что является достаточно редким явлением в отечественной науке. К.ф.н. И.В. Текучёва отметила основные направления учебника «Методика русского языка в средней школе» и выделила аспекты преподавания отечественного языка, проходящие красной нитью через всё учебное пособие.
Далее прозвучали доклады учеников и единомышленников А.В. Текучёва. Среди них были д.п.н. О.А. Скрябина (г. Рязань), выступившая с докладом «Аксиология методического наследия», д.п.н. А.П. Еремеева, представившая доклад «Вклад академика А.В.Текучёва в методику обучения грамматике», к.п.н. О.М. Александрова, к.п.н. И.Н.Добротина, к.п.н. Ю.Н. Гостева, к.п.н. И.П. Васильевых – «Развитие логического мышления как условие и результат освоения школьного курса русского языка: по мотивам «Методика русского языка в средней школе» А.В.Текучёва», д.п.н. Т.М. Воителева – «Роль языкового анализа в формировании лингвистического мышления обучающихся», д.п.н. Э.В. Криворотова – «Проблема развития мышления школьников в процессе изучения грамматики в трудах академика А.В.Текучёва», д.п.н. А.Ю. Устинов – «Региональный компонент школьного курса русского языка: литературная норма и кубанский диалект», д.п.н. О.В. Гордиенко – «Интерпретация методических идей А.В. Текучёва в контексте нового времени», к.п.н. Л.К. Лыжова – «Мои встречи с А.В. Текучёвым и его учебник «Методика русского языка в средней школе» 1980 г.», к.п.н. Т.М. Фалина – «Самостоянье человека – залог величия его»: обращение к научному наследию А.В. Текучёва», д.п.н. В.Д. Янченко – «Обучающий потенциал трудов А.В. Текучёва по истории методики преподавания русского языка в профессиональном становлении учителя-словесника».
Ассамблея «Методическое наследие А.В. Текучёва (к 120-летию со дня рождения)» стала частью системной работы, которую проводит кафедра методики преподавания русского языка Института филологии с целью сохранения и популяризации научного наследия в области лингвометодики.