Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин провел очередное заседание рабочей группы по подготовке единой концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях.
Концепция призвана обозначить проблемы преподавания указанных дисциплин в школах разных типов, наметить возможные пути решения и определить условия, способствующие развитию языкового и литературного образования.
По словам С.Нарышкина, членам рабочей группы, в которую вошли представители педагогического и экспертного сообществ, научных и общественных организаций, за полгода работы пришлось разобраться с множеством вопросов в области школьного преподавания двух базовых предметов.
«Мы выходим на финишную прямую. На следующем этапе предстоит еще более интенсивная работа с теми замечаниями, которые будут поступать в ходе широкого всеобщего обсуждения проекта», – сказал С.Нарышкин, призвав экспертов отнестись к этому «со всей серьезностью».
«Ответственность здесь по-настоящему огромная, – подчеркнул Председатель Госдумы. – Ведь речь идет не просто о преподавании одного из школьных предметов, а о том, как научить детей самостоятельно думать и оценивать прочитанные книги, многие из которых являются настоящими шедеврами, как научить видеть и использовать все богатство русского языка как объединяющего начала для нашего многонационального государства и для всего русского мира. Концепция должна быть адаптирована к требованиям времени и отвечать ожиданиям как педагогов, так и учеников».
Первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк сообщила, что общественное обсуждение концепции планируется завершить в декабре, чтобы в первых месяцах следующего года выйти на итоговый документ. Готовую концепцию планируется использовать для повышения квалификации педагогов и разработки новых методических материалов. Документ будет также положен в основу экспертизы новых учебников русского языка и литературы. «Если концепция потребует внесения изменений во ФГОСы, мы это сделаем», – пообещала первый заместитель министра.
Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак заметил, что в ходе обсуждения на рабочей группе проект претерпел сотни исправлений, в результате чего в высокой степени удалось консолидировать подчас противоположные мнения и создать непротиворечивый документ. В частности, по мнению Д.Бака, достигнут баланс в вопросах соотношения классики и современности, национальных языков и русского языка, чтения и освоения содержания.
Генеральный директор некоммерческого партнерства «Родное слово» Константин Деревянко отметил, что концепция подчеркивает тесную связь филологического образования с формированием информационной культуры человека.
«Мы имеем дело с глубоко продуманным документом», – уверена президент Российской академии образования Людмила Вербицкая. Вместе с тем, она предложила усилить раздел, связанный с преподаванием русского языка как иностранного, и предусмотреть устную часть в экзамене по русскому языку для девятых классов, подчеркнув, что устная форма общения не менее важна, чем письменная.
Директор Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета Радиф Замалетдинов призвал усилить блок, посвященный подготовке преподавательских кадров и ввести в обязательную программу раздел о литературе народов России.
Ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных просветительских практик Института системных проектов Московского городского педагогического университета Михаил Павловец предложил концептуально определить формы взаимодействия образования с организациями культуры.
Профессор Московского педагогического государственного университета Сергей Зинин выделил два вопроса, по которым, на его взгляд, «не удалось достичь идеального баланса». Первый из них – необходимость сокращения программы по литературе. «Сам по себе тезис небезопасен. Важно, чтобы под благим предлогом оптимизации программу не пустили под нож», – пояснил эксперт. Другой проблемный вопрос – возможная предметная подмена литературы чтением.
Против упрощения программы по литературе с целью подстроить ее под клиповое сознание современных школьников высказалась и профессор Московского педагогического государственного университета Елена Чернышева.
Заведующая кафедрой русского языка Московского государственного педагогического университета, главный редактор журнала «Русский язык в школе» Наталия Николина, оценивая проект концепции с точки зрения преподавания русского языка, сильной стороной назвала отказ от избыточных теоретических сведений схоластического характера, не способствующих формированию практических навыков.
«Необходимо изучать язык не как формальную сумму теоретических сведений, а как орудие формирования мысли, духовной культуры, как средство выражения различных и богатых, тонких смыслов», – подчеркнула она.
В то же время положение концепции о сбалансированности теоретических сведений и практических навыков нуждается в уточнении. «В каком направлении будет осуществляться эта сбалансированность, пока не ясно», – считает Н.Николина.
Научный сотрудник Лаборатории социолингвистики Школы актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте, старший преподаватель кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ Мария Ровинская полагает, что двигаться надо в направлении развития речи, особенно устной. «Мы потеряли говорящих школьников. Они не умеют сказать даже о себе», – аргументировала эксперт.
По итогам дискуссии решено вынести проект концепции на широкое общественное обсуждение.
Новость взята с официального сайта Государственной думы