Во втором семестре 2020-2021 гг. Михаил Викторович Полковников, преподаватель и выпускник ИМО по англоязычной программе “Modern technologies in teaching English”, проходил стажировку в чешском университете Градец-Кралове. Завершив обучение, Михаил Викторович поделился с нами своими впечатлениями о полученном опыте.
– Михаил Викторович, поделитесь, как Вы узнали о возможности пройти стажировку в чешском университете?
– В МПГУ есть программа обмена студентов, общая для университета (в ИМО есть своя, отдельная). В целом есть возможности принять участие в стажировках в разных странах, в том числе очно, если ситуация с короной улучшится. На сайте МПГУ есть отдел международного сотрудничества, описывающий процедуру и необходимые требования, в ВК есть страница https://vk.com/mspubuddy, где Вам предлагается поучаствовать в адаптации иностранных студентов, и это Вам зачтется как преимущество при отборе на стажировку. У студентов ИМО не должно возникнуть проблем с общением на английском языке, поэтому если интересуют иностранные стажировки, можно присмотреться. Будущие программы стажировок публикуют тоже там, оттуда я и узнал.
– Заметили ли Вы какие-то качественные отличия в системе образования Чехии и России?
– Сразу оговорюсь, что любые сравнения могут проводиться на основе одного конкретного университета Градец-Кралове, который навряд ли отражает общую систему. Пожалуй, основным отличием было отсутствие экзаменов как таковых в конце курса. Вместо этого нам предлагалось написать письменную работу/представить речь/презентацию. В остальном принципиально все было довольно похоже. Обучение, конечно, велось на английском, но тут для наших студентов ничего непривычного не будет.
– Какие предметы Вам предлагались для изучения?
– Всех предлагаемых предметов я уже не назову, но я выбрал историю религии в Европе, позднюю историю Чехии, становление института семьи в разных странах, интерпретационный семинар «судьба человека в литературе и кино 20 века» и чешский язык.
– Как проходил процесс обучения? Были ли практические занятия?
– Ряд занятий прошел в виде семинаров с активной дискуссией прочитанного, хотя конкретных проектов прямо на занятиях мы не делали, они были оставлены на дом.
– Какое количество времени Вы тратили на обучение, и сколько раз в неделю у Вас проходили занятия?
– Интересным образом сложилось, что все дисциплины, которые я выбрал, кроме одной, проходили в один и тот же день. У меня было 4 занятия подряд по разным предметам, а ранее в этот день я вел свои пары, так что к концу понедельника мое состояние можно было описать как «непригодный к мозговой деятельности». Приличное количество времени занимало чтение, особенно по истории Чехии. Общее время подсчитать сложно, но в целом, как мне показалось, было адекватно.
– Как Вам показалось, достаточно ли внимания, времени преподаватели европейского вуза уделяют своим студентам? Или большая часть времени сводится к лекционным формам занятий?
– Полагаю, тут дело не в местоположении, а в личности преподавателя. У нас были занятия, в которых дискуссии занимали 80% времени, например, по истории религии в Европе. Были и те, в которых преподаватель не приглашал студентов к обсуждению, а только сообщил о возможности высказаться. Так что тут все зависит от преподавателя, как и везде.
– Насколько эффективной Вы считаете такую стажировку в дистанционном формате?
– В дистанционном формате заниматься сложнее, это требует другого уровня концентрации и усидчивости. Уверен, что очные стажировки оставят несравнимо больше впечатлений, но, если Ваша цель – знания или красивый сертификат, онлайн-стажировки того стоят.
– Ожидания/реальность от участия.
– По большинству предметов я получил примерно то, что и ожидал. Приличное количество знаний, лучшее понимание дисциплин, интересное общение, в общем – положительные впечатления.
– Как бы Вы охарактеризовали полученный опыт от участия в стажировке?
– Положительно. Интересный опыт, знания (особенно по историческим дисциплинам), знакомства и взгляд изнутри на чешскую систему образования – для меня это был один самых интригующих моментов.