25 марта В Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина прошла ставшая традиционной III Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы физики и технологии в образовании, науке и производстве», посвящённая 105-летию университета. В качестве организаторов конференции выступили Министерство науки и высшего образования РФ, РГУ имени С.А. Есенина при поддержке и участии министерства образования и молодёжной политики Рязанской области, министерства промышленности и экономического развития Рязанской области, корпорации «Российский учебник», издательства «Школьная пресса» («Физика в школе», «Физика для школьников», «Школа и производство»). Мероприятие прошло преимущественно в формате видеоконференции на платформе Zoom.
Традиционно активное участие в проведении конференции приняли сотрудники ИФТИС. На пленарном заседании выступили:
- научный руководитель кафедры теории и методики обучения физике имени А.В. Перышкина МПГУ, доктор педагогических наук, профессор, Наталия Сергеевна Пурышева. В докладе «Метапредметность содержания школьного физического образования и формирование функциональной грамотности учащихся» были поставлены и обсуждены три проблемы: какова корреляция между требованиями к образовательным результатам по физике, отражёнными во ФГОС, и требованиями к уровню естественнонаучной грамотности учащихся пятнадцатилетнего возраста, заложенными в исследовании PISA; соответствует ли то, что проверяется, тому, чему и как мы обучаем; как построить процесс обучения физике, позволяющий получить образовательные результаты, удовлетворяющие как требованиям ФГОС, так и требованиям исследования PISA;
- профессор кафедры физики космоса – базовой кафедры ИНАСАН, доктор педагогических наук Елена Борисовна Петрова. В докладе «Размышления о дистанционном обучении физике и астрономии», подготовленном совместно с профессором кафедры общей и экспериментальной физики, доктором физико-математических наук Галиной Меркурьевой Чулковой, был сделан анализ условий для проведения практикумов по физике и астрономии в условиях COVID-изоляции. В докладе были предложены различные варианты организации практической работы со студентами бакалавриата и магистратуры, описаны средства и возможности обучения физике и астрономии в условиях дистанционного образования, рассказано о конкретных ресурсах для моделирования различных физических процессов, базах астрономических данных и т.п.
- доцент кафедры теории и методики обучения физике им. А.В. Перышкина Михаил Александрович Бражников. В докладе «Сто пятьдесят лет со дня рождения физика-методиста А.В. Цингера» подробно рассказал о жизни и научном пути известного методиста, жившего в конце XIX начале ХХ века. В преподавательской деятельности А.В. Цингера, наряду с Московским университетом, особое место занимали Высшие женские курсы. Среди слушательниц его лекций на ВЖК была и будущий физик, доктор наук, проф. А.А. Глаголева-Аркадьева, достижениями в науке которой Александр Васильевич очень гордился. Учебник А.В. Цингера “Начальная физика” (I ступень) и его сборник задач по физике составляют неотъемлемую часть методического наследия России, высоко оценённую современниками, среди которых были и проф. Московского университета Н.А. Умов, и проф. МГПИ И.И. Соколов.
На заседании секции «Современные проблемы физического и естественнонаучного образования в средней и высшей школе» выступили:
- заведующий кафедрой физики космоса – базовой кафедры ИНАСА, профессор, доктор педагогических наук Максим Юрьевич Королев. В докладе «Некоторые особенности дистанционной подготовки магистрантов по образовательной программе «Астрокосмическое образование» были описаны особенности магистерской программы, осуществляемой в ИФТИС. Отмечены проблемы, возникшие с организацией занятий в связи с пандемией COVID-19. Рассмотрены технологии дистанционного обучения студентов астрономии и естествознанию и используемые методы и средства;
- доцент кафедры теории и методики обучения физике им. А.В. Перышкина, кандидат педагогических наук Сергей Владимирович Лозовенко. В докладе «Физическая лаборатория в кармане» были рассмотрены возможности современных смартфонов, оснащенных большим числом встроенных датчиков. Благодаря этому у учителя есть множество вариантов по организации обучения физике с помощью современных технологий, что может сделать его более интересным и привлекательным для учащихся.Были продемонстрированы примеры мобильных приложений (Lab4Physics, Sensor Box for Android и Phyphox), которые позволяют организовать физическую лабораторию в смартфоне.