С 4 по 8 октября 2016 года в Казани прошёл V Конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) «Динамика языковых и культурных процессов в современной России». Мероприятие проходило при поддержке Правительства Республики Татарстан и фонда «Русский мир».
В конгрессе приняли участие представители 77 городов из 50 регионов нашей страны. Делегацию Московского педагогического государственного университета возглавила директор Института филологии, профессор Людмила Александровна Трубина.
На секционных заседаниях и круглых столах, которые проходили на нескольких площадках: в гостиничном комплексе «Корстон», в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, в школах и гимназиях Республики Татарстан – выступали ведущие преподаватели Института филологии: профессор А. Д. Дейкина представила доклад на тему «Русский язык в современной образовательной модели билингвизма: когнитивность – коммуникативность – креативность»; профессор Е. Л. Ерохина представила курс «Речевые практики» как новую модель формирования коммуникативной компетенции студентов; профессор Е. А. Хамраева обозначила роль русского, родного и иностранного языков в образовательном пространстве ребёнка-билингва в России; профессор З. И. Курцева обратила внимание на дошкольное образование как первый уровень освоения родного языка; профессор Е. В. Гетманская, доцент Н. А. Миронова и доцент Н. А. Попова актуализировали вызовы времени, стоящие перед литературным образованием России на современном этапе; профессор Л. Ю. Комиссарова акцентировала внимание на методическом потенциале проблемных ситуаций как тактики развития интереса учащихся к урокам орфографии; доцент О. Е. Дроздова раскрыла структуру метапредметного курса «Язык как инструмент преподавания школьного предмета»; профессор К. П. Смолина говорила о фразеологизмах как собственно языковом и культурно-историческом феномене на занятиях РКИ; доцент Л. Г. Латфуллина и доцент М. В. Сарапас обозначили принципы обучения русскому языку как неродному; доцент Н. П. Дутко поделилась опытом обучения русскому языку детей-билингвов на основе текстов художественной литературы; доцент О. Ю. Ряузова говорила о решении комплексных исследовательских задач в процессе подготовки преподавателей РКИ; доцент Л. О. Денисова и доцент А. Н. Бренчугина-Романова рассказали об использовании заданий познавательного характера на уроках русского языка в контексте диалога культур русского и татарского народов.
В ходе работы секционных заседаний и круглых столов участники определили современную идеологию, стратегии и новые подходы к изучению, преподаванию и популяризации русского языка и литературы в Российской Федерации.
Более подробно о работе V Конгресса РОПРЯЛ см. на сайте.