20 ноября 2025 года преподаватели Кафедры ЮНЕСКО Факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования МПГУ – доктор ист. наук Ольга Клишина и ассистент Александра Фокина, по приглашению организаторов приняли участия в вебинаре Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО) на тему «Учим и учимся с искусственным интеллектом». Основные вопросы, которые обсуждались на вебинаре, модератором которого выступила программный специалист ИИТО ЮНЕСКО Татьяна Мурована: Как объективно и точно оценивать знания и навыки в эпоху генеративного искусственного интеллекта? Как научить студентов и учащихся эффективно и корректно использовать ИИ в учебных целях?
На обучающем мероприятии, организованном ИИТО ЮНЕСКО совместно с Международным центром инноваций в высшем образовании под эгидой ЮНЕСКО (UNESCO-ICHEI), были представлено две презентации, посвященных актуальной теме внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс как в школе и вузе, так и в систему дополнительного образования для взрослых. Иван Печищев, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета, эксперт в области медиа и образования представил доклад на тему «Трансформация процесса оценки знаний под влиянием генеративного ИИ». Спикер указал, что возникновение генеративных нейросетей бросило вызов традиционным методикам обучения: ученик сейчас может в течение нескольких секунд задать вопрос нейросети и получить достаточно пространный ответ даже на нестереотипное и достаточно сложно сформулированное задание. В связи с этим возникают новые требования и к формулировке заданий, и к оценке компетенций по работе с ИИ как учителя, так и ученика. Важным стало не просто знать и воспроизводить знания, но научить учеников критически мыслить и проверять данные, полученные нейросетями. Педагог также должен научиться формулировать результаты обучения и трансформировать их в задания различного формата с помощью ИИ, разрабатывать критерии не только формальных знаний ученика по предмету, но и ход его мыслей и способ решения задач. Современный педагог должен и может научиться формулировать критерии заданий, сформулированных нейросетью, писать качественные промпты, настраивать автопроверку, задавать критерии индивидуальной развернутой обратной связи учащимся, чтобы использовать ИИ как виртуального ассистента.
Второе выступление на тему «Студенты и генеративные нейросети: как универсальную шпаргалку превратить в учебный инструмент» сделала Татьяна Голубцова, вице-президент Ассоциации «Психология-Бизнес-Медиа», руководитель Дома медиаграмотности в Республике Казахстан. Согласно ее данным студенты и учащиеся всё чаще привлекают ИИ для выполнения домашних заданий и подготовки работ. Это изменяет саму структуру учебного общения: теперь педагог должен быть нацелен не столько на трансляцию и воспроизведение знаний, сколько на формирование умений студента грамотно работать с ИИ, действуя в рамках академической добросовестности и этики. Эти два умения: умение профессионально работать с ИИ, вырабатывая собственные компетенции, используя нейросеть как консультанта и фактчекинг данных, выдаваемых нейросетью – самые главные компетенции, которые позволяют студенту взаимодействовать с технологиями для достижения образовательных целей в учебной, проектной и научной деятельности и сделать это взаимодействие более качественным и безопасным.
Для того, чтобы научить студентов и учащихся использовать нейросеть в учебных целях эффективно и корректно, на вебинаре были презентованы бесплатные русскоязычные онлайн курсы для педагогов и сотрудников образовательных учреждений «Генеративный искусственный интеллект и оценка результатов обучения» и «Как научить студентов использовать генеративный ИИ».
О.С. Клишина, М.А. Кривенькая







