28 ноября кафедра дошкольной дефектологии Института детства провела презентацию нового учебного пособия «Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии». В подготовке пособия участвовали преподаватели: Кириллова Л.И., Кроткова А.В., Лавская Н.С., Микляева Н.В., Осетрова А.А., Ромусик М.Н. и др.
Презентация прошла на образовательной платформе издательства «Юрайт» и в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте и др.). Пособие посвящено проблеме формирования профессиональной готовности будущих педагогов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов, к организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности, через освоение традиционных и инновационных методов и технологий профессиональной деятельности. Пособие отражает современный взгляд на специфику работы специалиста коррекционного профиля – учителя-дефектолога и логопеда, демонстрирует, как можно сочетать классические и инновационные тенденции развития системы образования и науки в опыте педагогической деятельности.
Текст составляет свыше 500 страниц и включает четыре главы:
- Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: в ней обобщаются представления о системе ранней и коррекционной помощи и концептуальные подходы к организации коррекционной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью и их семьям, к психолого-педагогическому сопровождению детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, дается характеристика педагогической деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам и коррекции нарушений развития, описывается роль ассистента и тьютора в проектировании индивидуальной образовательной программы и сопровождении ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии.
- Глава 2. Планирование образовательной и коррекционно-развивающей деятельности: в ней дается характеристика управленческого и методического уровня проектирования образовательной и коррекционно-развивающей деятельности, дифференцируются задачи планирования работы специалиста и воспитателей, предлагаются методические рекомендации для перспективного и календарно-тематического планирования, организации взаимосвязи в работе педагогов и специалистов на уровне системы поэтапной медико-психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте.
- Глава 3. Методы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста: в данной главе дифференцируются понятия «метод» и «прием», дается классификация методов воспитания, включая описание общих и частных аспектов профессиональной деятельности, традиционные и нетрадиционные классификации методов обучения и коррекционно-педагогической работы, особенное внимание уделяется взаимосвязи методов с другими компонентами коррекционно-развивающей системы, технологиям коррекционно-педагогической деятельности и комплексного сопровождения детей с ОВЗ.
- Глава 4. Инновационные методы и технологии в специальной педагогике: в ней дается описание стратегий коррекционно-педагогической деятельности, характеризуется их связь с инновационными методами в работе учителей-логопедов и дефектологов дошкольных образовательных организаций, обобщаются технологии и методы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ОВЗ, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, дается анализ классификаций инновационных коррекционно-развивающих технологий и технологии социального развития детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в работе учителей-логопедов и дефектологов.
Спецификой пособия при этом выступает сочетание описания общих методов и технологий коррекционно-развивающей работы и социализации детей с ОВЗ, применимых по отношению к любой категории дошкольников с особыми образовательными потребностями, с частными примерами, связанными с организацией коррекционного воспитания и обучения воспитанников с нарушениями речи, психического развития, интеллекта, слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра. В этом отношении пособие отражает тенденции интеграции в подготовке специалистов системы дошкольного образования и основные тренды современной лечебной педагогики.
Каждая глава сопровождается вопросами для самоконтроля и комплексом практико-ориентированных заданий. В качестве практикума к пособию выступают методические рекомендации для выбора комплексных программ воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями, развернутое перспективное и календарно-тематическое планирование работы специалиста (в разных дошкольных группах), модель комплексного сопровождения детей на основе развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Пособие и практикум предназначены для профессиональной подготовки студентов по специальности 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (бакалавриат) и 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (магистратура).