Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Преподаватели кафедры философии ИСГО на конференции «Русская философия и революция: 1917–1922 в истории философской мысли»

Наука

На прошлой неделе преподаватели кафедры философии ИСГО Виталий Львович Махлин и Инна Викторовна Калмыкова приняли участие в конференции «Русская философия и революция: 1917 – 1922 в истории философской мысли», проходившей в Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева».

Исследования подготовлены при поддержке РГНФ (проект № 15-03-00761 «Русская философская мысль XIX – первой четверти XX века в философско-историческом и антропологическом аспектах» и проект № 16-03-00687 “Герменевтика классическая и современная:ретроспективы и перспективы” )
и ведутся в рамках научной темы кафедры философии “Проблемы историко-философских исследований: русская и зарубежная философия”.

На утреннем заседании первым был заслушан доклад С.С. Хоружего «Блеск и нищета философской рефлексии на русскую революцию», в котором была высказана мысль о двойственном характере традиционных философских представлений о  революции 1917 г., интересных и богатых в критике, но не слишком конструктивных в своих позитивных программах. – Т.Н. Резвых предложила свой, основанный на архивных материалах, комментарий к парижскому докладу С.Л.Франка «Проблема теодицеи как источник русского революционного социализма». –  В.Н. Козырев представил подборку ярких цитат из Б. Пастернака, Дм. Мережковского, М.М. Пришвина, Е. Трубецкого, М. Цветаевой, иллюстрировавших радостное восприятие февральской революции «в категориях Божеского и человеческого». –  В.Н. Катасонов (кафедра богословия и литургики общецерковной аспирантуры и и докторантуры имени  святых  равноапостольских Кирилла  и Мефодия) считает, что авторы сборника «Из глубины», верно почувствовав религиозные основы русской революции, не вполне преодолели свое «кадетство» и «феврализм», что помешало им вполне приобщиться к непреложным истинам русской православной традиции и самодержавия. – А.А. Гиринский (ВШЭ) подверг критике концепции большевизма в сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи» и «Из глубины», в особенности попытки «возложить ответственность» на интеллигенцию; в качестве альтернативы «веховской» критики большевизма автор пытался опереться на попытку А. Солженицына ( сб. «Из под глыб», 1974) «связать большевизм с  мировым опытом», а с другой стороны – с искажением в большевизме идеи «модерна», заменой ее «конструктивным разумом» одной и единственной партии. – В докладе Ю.Т. Лисицы, известного издателя и комментатора наследия И.А. Ильина, дан, под углом зрения столетия Русской революции, сопоставительный анализ высказываний Ф.М. Достоевского и И.А. Ильина, объясняющих, по мнению докладчика, «причины русской революции».  – Далее А.И. Резниченко (РГГУ и музей С. Дурылина) проанализировала, опираясь на архив С. Дурылина, его высказывания об Октябрьском перевороте и революции – от отстраненной реакции в 1917 г. до болезненно экзальтированного принятия новой, сталинской действительности в середине 1930-х гг.

На вечернем заседании В.К. Кантор (ВШЭ) в видео-докладе «Революция как проблема уснувшего разума» противопоставил «разуму», как он его понимает, «безумие» революции, а С.А. Нижников (РУДН) сопоставил различные оценки Февральской и Октябрьской революции 1917 г. – И.В. Калмыкова (ИСГО МПГУ) и П.П. Мартинкус (МИФИ) предложили детальный анализ высказываний и оценок С.Н.Булгаковым в 1917-1922 гг. феномена «большевизма». – В.П. Троицкий (Библиотека «Дом Лосева»), начав с анализа символического, по его мнению, посоха в руке П. Флоренского на известном портрете «Философы» Нестерова, рассказал о продолжении «Афонского дела» в первые пореволюционные годы а С.М. Половинкин (РГГУ) рассмотрел в своем выступлении феномен «бывших людей» в пореволюционные годы. В.Л. Махлин (ИСГО МПГУ) пытался поставить проблему русской философии в ХХ в. (советской и эмигрантской) как следствия разрыва с магистральными «поворотами» в западноевропейской (прежде всего – немецкой) философией, начиная с 1920-х гг. – Наконец С.С. Левочский (Государственный музей истории ГУЛАГа) рассмотрел в своем докладе «путь к монологу власти» в истории  советского академического марксизма 1920-х – 1930-х гг., проложившего путь тоталитаризму и затем уничтоженному Сталиным.

27 / 11 / 2017

Показать обсуждение