Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Преподаватели кафедры русской классической литературы Института филологии приняли участие в IV Зимней всероссийской (с международным участием) научно-практической школы-конференции «Язык – литература – православие»

Наука

Филология рождает богословие.

О том, насколько тесно связаны богословие и филология и почему их взаимодействие может принести богатейшие духовные плоды в нашей жизни написано немало сочинений. Христианское богословие начинается с божественного Слова (греч. λόγος – Логос) и Книги (греч. βιβλία – мн. ч. от βιβλίον – «книга»; Библия), оберегаемых и хранимых Церковью как сообществом верующих в истории поколений. Богословие, конкретизируемое в доктринальном учении Церкви, способствует утверждению веры как проявления жизненных смыслов. Взаимовлиянию языка, литературы и православия была посвящена IV Зимняя всероссийская (с международным участием) научно-практическая школа-конференция, проходившая 14-16 декабря 2022 года в Перервинской духовной семинарии. Главная цель конференции – развитие творческой активности студентов, аспирантов и молодых учёных, повышение уровня их филологической культуры, а также объединение интеллектуального потенциала исследователей для решения актуальных проблем в области изучения филологии и теологии в свете традиционных для отечественной культуры духовно-нравственных ценностей.

Преподаватели кафедры русской классической литературы Института филологии приняли участие в конференции по приглашению ученицы профессора Дианы Владимировны Абашевой к.филол.н., доцента кафедры филологии Перервинской духовной семинарии, члена Союза писателей Анастасии Евгеньевны Черновой. Д.филол.н., профессор Д.В. Абашева выступила с докладом, посвященном религиозным мотивам в поэзии Л.А. Мея. В 2022 года отмечается 200-летие со дня рождения Л.А. Мея и 160-летие со дня его кончины (1822-1862). В историю русской литературы Л.А. Мей вошёл как поэт, драматург, переводчик, говоривший своим собственным голосом, своеобразным, не похожим на других – искренним и напевным. Лирический герой поэта выбирает жизнь по заветам Всевышняго как насущную необходимость и спасительную силу.

Не верю, Господи, чтоб Ты меня забыл,

Не верю, Господи, чтоб Ты меня отринул:

Я Твой талант в душе лукаво не зарыл,

И хищный тать его из недр моих не вынул.

Нет! в лоне у Тебя, всесильного Творца,

Почиет красота и ныне, и от века,

И Ты простишь грехи раба и человека

За песни красоте свободного певца.

(1857)

К.филол.н., доцент кафедры русской классической литературы Е.М. Жабина выступила с докладом, посвященном художественному воплощению исторического образа Евпатия Коловрата. Нравственная правота сделали его подвиг бессмертным и востребованным в разные исторические времена. В таких героях, как Евпатий Коловрат, по мысли И.А. Ильина, – «…идеал, который веками питал народную жизнь, в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути…», у их «огня Русь зажигала свои лампадки».

В рамках конференции для участников была проведена очень интересная экскурсия «История и святыни Николо-Перервинского монастыря». Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы. Расположенная на берегу Москвы-реки, на возвышении, откуда открывались широкие дали, в глубине которых виднелись сорок сороков московских церквей, – она была поистине «обителью», тихим островком среди житейского моря. Само название монастыря, полученное им от близлежащей местности, – «Перерва» – исторически связано с тем, что Москва-река изменила здесь направление своего русла, как бы «прерывая» его, и повернула вправо к селу Коломенскому, расположенному напротив обители на другом берегу. Первоначально монастырь именовался «Никола Старый», однако уже в писцовых книгах XVI века он упоминался как «Перервинский». В 1623 году в «Указе царя Михаила Феодоровича из Приказа Большого дворца» говорится о деревянной церкви Николая Чудотворца, а также о том, что в обители имеется игумен и два старца. Благодаря богатым царским дарам, а также пожертвованиям мирских и духовных лиц в 1649 году были построены каменные церкви: Успения Божией Матери (освящена в 1650 году) и Николая Чудотворца с колокольней (освящена в 1654 году). В 1674 году был возведен еще один каменный храм – в честь преподобного Сергия Радонежского. В это же время во владение монастырю передана часовня в Москве между Неглинскими воротами (с 1680 года переименованными в Воскресенские), известная впоследствии как Иверская. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь.

Мы благодарим за приглашение организаторов конференции – Сергея Владимировича Феликсова, к.филол.н., заведующего кафедрой филологии Перевинской духовной семинарии и Анастасию Евгеньевну Чернову, к.филол.н., доцента кафедры русской литературы Перервинской духовной семинарии.

Заметку подготовила

Елена Михайловна Жабина, к.филол.н., доцент кафедры русской классической литературы

16 / 12 / 2022

Показать обсуждение