Здоровьесберегающее направление в деятельности образовательных организаций стало предметом обсуждения всех собравшихся на заседание секции «Здоровье обучающихся в современной образовательной организации: состояние, проблемы, пути решения». Встреча проходила 25 января 2025 года в очно-дистанционном формате сразу же после завершения пленарного заседания XVII Международной научно-практической конференции «Шамовские чтения» с платформы ГБОУ г. Москвы «Романовская школа». В малом конференц-зале собрались ученые и практики, представители разных областей науки, для которых проблемы здоровья, здоровьесберегающей деятельности являются ключевыми: ученые педагоги практики, представители медицины, гигиенисты, физиологи, психологи. Работу секции вели Владислав Ремирович Кучма, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана Первого МГМУ им. ИМ. Сеченова, научный руководитель Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦ гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, член-корр. РАН, доктор медицинских наук, профессор, Ольга Анатольевна Шклярова, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент и Татьяна Юрьевна Щипкова, директор ГБОУ г. Москвы «Романовская школа», доцент кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой МПГУ, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России.
Перед участниками встречи с приветственным обращением выступили сын Татьяны Ивановны Шамовой, профессор, доктор медицинский наук Сергей Александрович Шамов и Сергей Георгиевич Воровщиков, председатель Оргкомитета Шамовских чтений, профессор, доктор педагогических наук, академик МАНПО, профессор Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».
Доклады специалистов отдела гигиены детей, подростков и молодежи Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана Первого МГМУ им. ИМ. Сеченова содержали актуальную для каждого работника образования научно-практическую информацию. Так о результатах последних исследований состояния здоровья детей и подростков России, проблемах школьной медицины рассказала Ирина Калмановна Рапопорт, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник. О поведенческих факторы риска здоровью обучающихся 9-11 классов, зависимости самочувствия обучающихся и педагогов от образа жизни в своих докладах рассказали Светлана Борисовна Соколова, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник, Наталья Сергеевна Жигарева, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник и Мария Георгиевна Болдырева, младший научный сотрудник. Владислав Ремирович Кучма акцентировал внимание участников секции на гигиенических проблемах обучения детей и подростков.
Научные сотрудники ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» Гончарова Галина Альбертовна (кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности) и Ермакова Ирина Владимировна (кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания) подняли вопросы связанные с формированием здоровьесберегающей среды в образовании и особенностями адаптации обучающихся, в частности, первоклассников к школе.
Магистр педагогики, графотренер, основатель научно-просветительского проекта про левшей ПравоНалево Боева Елена Викторовна представила результаты научной работы «Биомеханика письма как важный компонент здоровьесбережения левшей», которую проводила совместно с Корнеевым Алексеем Андреевичем (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии, факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова) и Савицкой Натальей Викторовной (графотренер, инженер, преподаватель курса “Графоритмика и графомеханика: биомеханика письма” в БГПУ им. М. Танка, Беларусь).
Результаты научно-педагогических исследований по реализации здоровьесберегающего подхода в управлении образовательными системами были представлены в целом ряде сообщений: «Проблемы реализация здоровьесберегающего подхода в условиях цифровизации образования» (Шклярова Ольга Анатольевна); «Практика реализации здоровьесберегающего подхода в современной школе» (Щипкова Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, директор ГБОУ г. Москвы «Романовская школа»); «Формирование здорового образа жизни у младшего школьника» (Николаева Наталья Анатольевна, учитель ГБОУ Школа 1575); «Функциональная грамотность в вопросах здоровья: формирование у учащихся правильного представления о здоровом образе жизни» (Исхакова Карина Ильдаровна, учитель английского языка, ГАОУ ВО МГПУ); «Путь к успеху: как развивать творческие способности подростков через движение на занятиях современной хореографией в системе дополнительного образования» (Баранова Надежда Владимировна, педагог дополнительного образования ГБОУ Школа № 1795 “Лосиноостровская” г. Москва), «Проектный подход к воспитанию здорового образа жизни у младших школьников» (Максимова Валерия Николаевна, магистрант кафедры управления образовательными системами им. Т.И, Шамовой); «Благоприятные условия обучения. Об одном из аспектов бережного отношения к ребенку в школе» (Соколова Ксения Николаевна, студент ИППО МГПУ).
Проблемы, связанные с управлением процессами здоровьесбережения в образовательных системах, состоянием здоровья обучающихся, педагогических работников, подходы к формированию культуры здоровья и здоровьесберегающего поведения остаются актуальными и будут таковыми, потому что меняются внешние факторы и внутренние условия функционирования и развития образовательных организаций. Как отметили участники секционного заседания: «Устаревают решения, в проблемы остаются и требуют поиска новых решений!»
Профессор Шклярова Ольга Анатольевна
Доцент Щипкова Татьяна Юрьевна