2 ноября в Московском государственном психолого-педагогическом университете состоялся круглый стол «Актуальные проблемы подготовки учителей физики и уровень преподавания физики в школах» в рамках XXII Международной научно-практической конференции молодых исследователей образования.
Модератором круглого стола выступил Директор Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, кандидат педагогических наук, Сергей Владимирович Лозовенко.
Профессор кафедры теории и методики обучения физике им. А.В. Перышкина, доктор педагогических наук Наталия Сергеевна Пурышева представила участникам доклад с подробным анализом качества школьного физического образования, подчеркнула значение психолого-педагогических исследований, результаты которых служат основой для разработки новых образовательных технологий, позволяющих повысить уровень образовательных результатов учащихся.
Ассистент кафедры общей и экспериментальной физики Мария Дмитриевна Солдатенкова представила проект “Новая физика”: научно-методическое обоснование обновления содержания программ по физике основного и среднего общего образования и подготовки педагогов-физиков к его реализации. Проект реализуется на базе МПГУ под руководством Гольцмана Григория Наумовича. Коллектив работает над повышением качества обучения физике в системе общего образования на основе обновленного содержания курса физики, в котором формирование естественно-научной картины мира достигается путем экспериментальной деятельности учащихся, погружения школьников и студентов в современную научно-технологическую среду.
На первом этапе выполнения проекта проведено исследование для определения возможности применения экспериментального метода освоения физики школьниками двух возрастов – 5 и 9 классов (5000 учащихся). В ходе исследования установлено: применение экспериментальных заданий, включающих высокие технологии, повышает мотивацию учащихся, вовлекает массово в познавательную деятельность.
Сергей Владимирович Лозовенко рассказало новом пилотном проекте базового высшего образования по направлению «Физика и информатика», который апробируется сейчас в ИФТИС. Обучение будущих учителей физики дополнено содержательными технологиями обучения, интересными самим студентам. Например, подготовка коротких научно-популярных видеороликов с физическим экспериментом, практика со школьниками уже в первом семестре, на которой студенты первого курса разбирают с учащимися экспериментальные задачи с высокотехнологическим содержанием.
На Круглом столе сотрудниками Университетского лицея №1511 Предуниверситария НИЯУ МИФИ были представлены проблемы в области физико-технического образования в школе, такими как: сокращение часов, изменение содержания предметных областей, исключение астрономии, отсутствие межпредметного синтеза, и уникальный в России подход к их решению.
Новые вызовы связаны не только с общим уровнем подготовки школьников и студентов в области естественно-научных дисциплин, но и с повышением престижа профессии учителей физики. По экспертным оценкам, сегодня нехватка учителей физики в школах составила 22.4%. По мнению участников, специальными компетенциями могут быть: опыт в лабораториях, руководство проектными работами, высокая заинтересованность в новых экспериментах.
Полную трансляцию Круглого стола можно посмотреть здесь: