14 октября 2025 г. сотрудники кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Алексей Сергеевич Обухов и Екатерина Вячеславовна Трифонова приняли участие в Открытом семинаре ВШЭ по образованию, на котором обсуждалась книга «Фантазийные игры детей как пространство “вызревания свободы воли”». В её основу положен обширный материал, в том числе собранный преподавателями и выпускниками магистерских программ разных лет кафедры психологической антропологии в рамках научно-исследовательских экспедиций и выездов.
Книга (авторский коллектив – А. Обухов, А. Гузеева, П. Фрейчко) представляет собой исследование о том, как дети младшего школьного и подросткового возраста создают воображаемые миры, придумывая их историю, географию, законы, языки, письменность, т.е. всю ту социальную жизнь, которую наблюдают вокруг себя. Это малоизученный пласт детской субкультуры, т.к. дети этого возраста либо не афишируют, либо и вовсе тщательно прячут эти игры от взрослых, играют небольшими группами, и каждая такая игра не похожа на другую.
Тема фантазийных игр новое и крайне интересное пространство для исследований возрастных психологов, изучение которой возможно (как отмечал в свое время еще В. Вунтд), только по воспоминаниям уже взрослых людей. Однако эти воспоминания могут опираться на материальные артефакты, которые остались как своеобразные напоминания о насыщенном содержательном процессе. Сегодня такие воссоздания возможны за счет визуальных средств или специальных заданий для студентов. Такие данные являются ценным материалом, который отчасти осмыслен в обсуждаемой книге, а отчасти еще ждет дополнительных исследований, опирающихся на понимание игры как деятельности и учет возрастных особенностей детей, игравших в эти игры.
Фантазийные игры оказываются не просто фантазиями, а пространством, где ребенок впервые становится автором своей реальности. Здесь он учится принимать решения без подсказок взрослых, создает правила и следует им по собственной воле, пробует разные роли и ответственность. Игра становится местом «вызревания свободы воли». Ребенок обретает способность действовать самостоятельно, становится субъектом, а не объектом чужих решений, учится преодолевать границы возможного.
Кафедра психологической антропологии Института детства