2 октября 2024 г. студенты 3 курса факультета начального образования Института детства очной формы обучения в рамках дисциплины «Психология воспитательных практик» вместе с доцентами кафедры психологической антропологии, кандидатами педагогических наук, Еленой Сергеевной Рычаговой, Лилией Анатольевной Никитиной и старшим преподавателем Ириной Николаевной Воробьевой посетили Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени.
В уникальном культурно-образовательном пространстве музея проводилось выездное учебное занятие, которое дало возможность студентам погрузиться в атмосферную экспозицию «Память о счастье. Семейная тема», что особенно актуально в Год семьи. Социализация человека, его воспитание и обучение начинается в семье, именно здесь закладываются основы будущей личности. Ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит родителям – матери и отцу. Они самые главные и незаменимые люди в жизни любого человека. В психологических исследованиях подчеркивается, что семейное воспитание отличается глубоко эмоциональным, интимным характером отношений матери и отца к детям и усиливается родственной привязанностью, взаимной любовью.
Экспозиция дает возможность погрузиться в атмосферу семейного родового единения. Смысловое богатство портретной живописи, представленной на выставке, позволяет убедиться в том, что значение семьи на протяжении веков остается неизменной.
Преподаватели кафедры психологической антропологии и студенты Института детства выражают глубокую благодарность за яркую содержательную экскурсию сотрудникам музея, сокураторам выставки – заместителю директора Анне Сергеевне Поповой и главному хранителю фондов музея Марии Александровне Сарычевой.
Студенты эмоционально откликнулись на посещение выставки.
301 группа: «Наша студенческая группа 2 октября посетила Музей Тропинина, и мы просто не можем не поделиться впечатлениями от этого замечательного мероприятия. Музей, расположенный в ампирном особняке XIX века, стал для нас не только местом эстетического наслаждения, но и источником глубоких размышлений о семейных ценностях и счастье. Тема выставки “Память о счастье. Семейная тема” оказалась особенно близка и актуальна для нас, студентов, которые находятся в поисках своего места в жизни и осмыслении отношений с близкими. Экспозиция представила работы, которые запечатлели моменты семейного счастья, простые радости и пронзительные моменты, наполненные теплом и любовью. Каждая картина, каждый экспонат вызывали в нас эмоции и воспоминания о родных и близких, заставляя задуматься о важности этих отношений. Особенно запомнились нам портреты, созданные самим Тропининым. В них была удивительная способность передавать чувства и характеры изображенных людей. Мы ощутили, как художник смог поймать истинные эмоции, которые знакомы каждому из нас — это смех, радость, заботу. В такие моменты мы поняли, что счастье — это не только крупные события, но и мелочи, которые делают жизнь насыщенной и значимой. Кроме того, атмосфера самого музея создала особое настроение для нашего посещения. Ампирный особняк с его величественной архитектурой и уютными залами словно перенес нас в другую эпоху, позволив прочувствовать дух времени, когда искусство и семья были неотъемлемыми частями жизни. Этот поход стал для нас не только культурным опытом, но и возможностью переосмыслить свою жизнь и отношения с родными. Мы искренне рекомендуем всем посетить музей Тропинина и ознакомиться с его выставками. Это не только обогащает знания о русской живописи, но и помогает нам глубже понять ценности настоящего счастья, основанного на семье и любви. Благодарим МПГУ за предоставленную возможность, преподавателя Рычагову Елену Сергеевну и прекрасного экскурсовода Анну Сергеевну».
302 группа: «Маленький уютный и очень содержательный музей. Интересная и познавательная экскурсия. Сотрудники музея очень доброжелательные. Экскурсовод взаимодействовал с нами, предлагал нам предположить, почему на картине изображён именно этот элемент, как он влиял на смысл в картине. Мы узнали много нового о мире детства 19 века, о языке цветов и предметов на портретах. Семейные портреты чаще всего заказывали в связи с покупкой дома. Нам было интересно узнать язык цветов. Например, георгин означал «я еще свободен», увядающая роза – болезнь или смерть, кипарис – дерево печали. Гиацинт говорил о том, что ничего не изменится, плющ олицетворял женственность, гибкость, опору на что-то твердое. Также с помощью цветов можно было понять, когда родился ребенок: если цветы осенние, то ребенок родился осенью, если весенние – весной. Пол ребенка на картине различали по пробору на прическе: у мальчика пробор сбоку, а у девочки посередине. Предметы в руках детей тоже о многом могли сказать: пушечное ядро показывает, что родители желают ребенку военной карьеры, яблоко является символом древа познания, часы – символом благополучия, хлыст олицетворял дисциплину. На экскурсии мы, действительно, узнали очень много о деталях на картинах, смысл, который они передают. Узнали, как относились к детям в ту эпоху и о семейных ценностях. Это был замечательный опыт, который нам пригодится в будущем».
303 группа: «Посещение музея В.А. Тропинина стало для нас неповторимым опытом. Мы узнали о некоторых особенностях создания первых семейных портретов, их предыстории. Больше всего нас впечатлили значения, казалось бы, самых обычных предметов на картинах – цветов, фруктов, игрушек.
Замена аудиторного формата занятия на поход в музей стало возможностью для нашей группы посмотреть на семейную психологию через искусство, открыть ее с новой стороны. Понравилась выставка благодаря ее цветовым сочетаниям в построение картин и в покраске стен, которые создавали атмосферу 19 века. Кроме того, узнали много нового, особенно о воспитании детей в этом периоде и символических значениях цветов и растений на семейных портретах тех времен. Спасибо большое Елене Сергеевне за такую возможность провести сегодняшние пары!»
304 группа: «Наша группа посетила музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. На экскурсии мы узнали интересные факты о картинах, символах и характерных особенностях живописи XVIII-XIX вв. Например, мы узнали, что собака на картине с изображением девушки — символ верности, а мальчик с хлыстиком — символ дисциплины. Помимо этого, нас очень удивил факт того, что пеликаны в голодные времена, ради того, чтобы выкормить свое потомство, могут расклевать свою грудь и кормить птенцов плотью… Пеликаны — символ воспитания и жертвенной любви. Узнать об этих факта и скрытых «подсказках» на полотнах того времени нам помогла экскурсовод, прекрасно владеющая всеми необходимыми знаниями. Благодаря ей мы смогли в полной мере понять, что пытались отобразить художники. Интерьер музея позволяет лучше рассмотреть и воспринять работы художников. Красота картин и глубина их написания завораживают и погружают в атмосферу прекрасного».
305 группа:
Анастасия Кубанова: «Данная выставка была не только интересной, но и полезной. Мы смогли не только восхититься картинами, но и узнать о воспитании детей в аристократических семьях 19 века, об особенностях изображения детей того же времени. Сегодняшняя экскурсия позволила узнать довольно много нового, о чем раньше даже не задумывалась».
Елизавета Андрущук: «Выставка «Память о счастье» поразила меня своей глубиной. В каждой картине спрятаны символические элементы, которые легко пропустить, если не знать, что искать. Данная экскурсия познакомила меня с восхитительными произведениями искусства и дала мне возможность расширить свой кругозор».
Елена Доронцева: «Мы посетили выставку, посвященную теме семьи. В ходе экскурсии я узнала много нового о жизни семей конца 18 и начала 19-ого века, о трепетном отношении к взрослению ребенка, разницы ожиданий от мальчиков и девочек, о языке образов на картине. В подобных изображениях сокрыто гораздо больше, чем кажется сначала. Мы открыли для себя многонового и смогли наглядно изучить тенденции того времени».