13 апреля 2025 г. в рамках научно-методической работы кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ доцент, кандидат педагогических наук Елена Сергеевна Рычагова, старший преподаватель Ирина Николаевна Воробьева и педагоги дошкольных групп ГБОУ Школа № 1861 «Загорье» приняли участие в культурно-просветительском мероприятии, посвященном проблематике детского чтения, которое проходило в Гостином дворе.
Преподаватели кафедры и воспитатели детского сада участвовали в дискуссии «Книга и воспитание, или Как взрослые читают детские книжки», организованной Международной педагогической академией дошкольного образования в рамках ярмарки интеллектуальной литературы. Они вместе с экспертами обсудили тонкости современного воспитания и влияние книг на личность ребенка и взрослого. Приняли участие в мастер-классе, который погружал участников в инсценировку стихов и сказок; прослушали лекцию психолога Е.Е. Крашенинникова о том, как меняется детская книга.
По итогам выступлений спикеров на актуальные темы сотрудники кафедры психологической антропологии организовали совместное с коллегами из дошкольной образовательной организации обсуждение о значимости и ценности системной работы по освоению ребенком книжной культуры, положительного опыта включения родителей детского сада в круг чтения.
Е.С. Рычагова и И.Н. Воробьева пригласили коллег, занимающихся наукой и практикой, к дальнейшим дискуссиям и обмену опытом, выразили готовность поделиться с профессиональным сообществом научными подходами к детскому и семейному чтению, методическими разработками, которые создавались в тесном контакте между сотрудниками детского сада и преподавателями Института детства.
Впечатления педагогов дошкольных групп ГБОУ Школа № 1861 «Загорье».
О.А. Белова, О.Н. Коновалова, Е.Ю. Коробская воспитатели: «13.04.2025 состоялся круглый стол на тему: «Книга и воспитание, или как взрослые читают детские книжки». Эксперты отмечали, что книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, и на примерах этих ситуаций ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. Особенно ценными для нас стали несколько идей: 1. Книга как модель мира – через истории дети учатся отличать добро от зла, понимать последствия поступков и развивать эмпатию. 2. Важность выбора книг – не все детские книги одинаково полезны: некоторые могут транслировать устаревшие или даже вредные стереотипы, поэтому необходимо внимательнее анализировать тексты и иллюстрации. 3. Диалог с ребенком – недостаточно просто прочитать книгу, важно обсуждать ее, задавать вопросы, помогать ребенку осмыслить прочитанное. 4. Книга как терапия – правильно подобранные истории могут помочь малышу справиться со страхами, переживаниями или сложными ситуациями (развод родителей, адаптация в школе и т.д.). В ходе дискуссии подчеркивалась важность детской книги как средства воспитания, ведь если в раннем детстве не привить ребенку интерес к чтению, то в дальнейшем он не будет читать даже то, что имеет для него значение в повседневной жизни».
Исследования читательских практик и научно-методическая работа по развитию культуры детского чтения являются значимыми направлениями деятельности кафедры психологической антропологии и будут иметь дальнейшее творческое продолжение.
Кафедра психологической антропологии Института детства МПГУ