21 июня ректор МПГУ Алексей Семенов выступил на итоговом семинаре Института образования Высшей школы экономики, на котором традиционно подводятся итоги завершающегося учебного года. По его мнению, в 2015\2016 учебном году педагогические вузы укрепили свои позиции: сегодня все понимают, что это важнейшая часть системы образования.
Традиционный семинар «Итоги года в образовании» был посвящен 60-летию со дня рождения и 10-летию со дня смерти Анатолия Пинского – выпускника МГПИ имени В.И.Ленина, учителя физики и директора школы, реформатора и исследователя образования, с именем которого связаны такие идеи реформы, как профильное обучение и развитие общественного управления в школах. В семинаре приняли участие представители органов государственной власти, ведущих школ и вузов, исследовательских и общественных организаций.
Изменения, которые проводятся в российском образовании, – рост финансирования, ЕГЭ, переход на Болонскую систему в высшем образовании и другие – приводят к появлению «разумных моделей», отметил в своем выступлении ректор МПГУ. Даже если согласиться с тем, что методы управления в образовании становятся более жесткими, система демонстрирует адаптивность. Можно говорить об эффекте непрямого лоббирования: многие идеи, предложенные экспертами, принимаются властью, пусть даже не с первой попытки, и успешно реализуются, доказывая свою продуктивность.
Важный итог уходящего учебного года – рост престижа педагогических вузов, считает Алексей Семенов. Он отметил, что в успешном развитии педвузов велика роль экспертов, продвигающих идеи реформы педагогического образования, – прежде всего, научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина и председателя Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» https://mpgu.su/novosti/koordinatsionnogo-obrazovaniya-pedagogicheskie/ Виктора Болотова. «Исчезло ощущение, что педвузы выпускают плохих учителей и вообще существуют непонятно зачем. Стало понятно, что это важнейшая часть системы образования, – заключил ректор МПГУ. – Цикл воспроизводства учителей стал позитивным».
В числе важнейших трендов уходящего учебного года Алексей Семенов также назвал развитие когнитивных исследований как фундаментальной основы инженерии человеческих душ и создание Российского движения школьников, вожатыми которого становятся студенты МПГУ. Чтобы в профессиональном сообществе узнали о перспективах этого движения из первых уст, он предложил пригласить на один из семинаров Института образования ВШЭ в будущем учебном году руководителя Федерального агентства по делам молодежи Сергея Поспелова.