Singing Flashmob, Leipzig Hbf., “Ode an die Freude” mit Paul Potts (inkl. Lyrics D/E)
Freude – Радость
В начале этой беседы можно было бы спросить меня:
– А что Вы хотите, Алексей Брониславович? Что, уже пришло время думать и понимать? Теперь можно говорить правду?
– Не знаю, но на «стенках» писать «анонимки» по-прежнему можно!)
Сегодня я публикую теоретические тезисы, проблемы которых я обсуждал со своими друзьями и коллегами уже более 40 лет. Начиналось это в эпоху генеральных секретарей ЦК КПСС и было для нас тогда очень важно. Оказалось, впрочем, что и сегодня это тоже имеет значение. Но когда-то идеи должны не только обсуждаться, но и называться. Теоретические тезисы по истории не могут быть, конечно, исчерпывающими. Они задают, формулируют некоторые важные принципы и возможные границы рассмотрения, выделяют невидимое, незаметное или неважное ранее, главное в обсуждаемом предмете.
Кроме того, это возможность заявить о необходимости профессионально обсуждать целый ряд фундаментальных для определенной научной области проблем. Отсутствие желания обсуждать эти проблемы, в том числе публично, – это тоже своеобразный тест состояния профессиональной области, затронутой предложенными для обсуждения проблемами.
Есть темы и проблемы, которые объективно существуют в науке, но субъективно не только не обсуждаются, но даже не называются. В силу разных причин. Но так выходит, что они существуют не только в идеальном (это суждение необязательно понимать всем читателям, можно и просто воспринимать его так, как получается). Когда что-то есть, что нельзя и некому назвать, это часто пишут на стенах. В том числе в подъездах. А когда «плохие» слова, как в нашей современности, становятся публичной обыденностью, открыто звучат на улице, тогда хорошие слова приходится писать именно на стенах. Так бывает в истории. И мы, историки, знаем об этом. Бывает так, что просто читателей уже нет или еще нет. Тогда «скрижалью» становится любая поверхность, где можно что-то важное для тебя накарябать.
Вот и в моем случае здесь публикуются важные тезисы для понимания нашего прошлого, для обсуждения уровня нашего понимания и возможного пути нашего будущего методологического движения. Теоретический текст для обыденного мышления – это всегда ребус, понимаемый как набор частично знакомых и понимаемых слов, а в целом воспринимаемый как «цифра», т.е. знак, который может иметь любое значение. Для такого мышления – это пустота и тайна (а вдруг это что-то значит?). Но все-таки сначала было «слово», оно и остается. Это резонанс смысла, понимания и человека.
Скажу осторожно. Мы подошли к пределу исторического понимания в нашей современной безконцептуалке. Всё уже не по одному кругу обсуждалось и фактологически добавлялось, достраивалось – с разных точек зрения и с разными оценками. А принципиального сдвига в понимании нет. Стена.
Ковырять «гвоздиком» стену можно бесконечно долго. Но бессмысленно. Вода, конечно, камень точит. Но у воды время стремится к бесконечности, а у того, кто сознательно ковыряет стенку, время и возможности ограничены.
Что это значит? А значит это очень простую вещь – надо делать что-то другое и, может быть, даже в другой области, или по-другому.
Очень часто на первых порах после исчезновения марксисткой философии истории и диалектического материализма выход виделся в стихийном позитивизме: нечего придумывать концепции, будем изучать историю такой, какой она была сама по себе. Как бы. Тем более что для таких возможностей было расширяющееся пространство изучения, в которое попадало все, что не изучалось, или было неинтересно историческому марксистскому мировоззрению, или оказывалось вновь видимым в раскрывающихся архивных фондах. Так можно было жить, и даже очень долго. Но вопрос подспудный – а что есть истина? – остается и в этом случае. И рано или поздно, и пусть даже по-разному, но отвечать на него придется, приходится.
Один из вопросов нашего современного исторического понимания состоит в том, что западная философская и социальная наука существует в том виде, как будто нас не было вообще. Она не знает и не понимает нас. А мы знаем их, но не знаем теперь, что есть «истина»: как относиться к своей науке до сегодняшнего дня и как относиться к западной науке, которую мы знаем и знали, несмотря на «железный занавес». Теперь вопрос очень простой из аксиологии – а кто, собственно, мы теперь?
Тезисы – это всегда краткая форма изложения важного для пишущих содержания. Тезисы коротки, а за ними часто целая жизнь в этой картинке «черного квадрата» духовного вопрошания. Предложенные в тезисах проблемы обсуждались нами «сорокалеточку» – с 1980-х годов XX века. Да вот когда-то надо их не только обсуждать, но и публично постулировать, представлять.
Ведь часто в обыденности нашей повседневности кажется, что все эти теоретические проблемы фундаментальных наук – это пустой треп интеллигентов в очках. Но вот приходит необходимость делать атомную бомбу – и оказывается, что все эти «математики» совсем не птиц на ветках считают и очень даже нужны, а их существование очень даже прагматично и инновационно востребовано.
Вот и в условиях СВО вдруг стало осознаваться в современной России, что все-таки мало просто «материальности» социальной жизни – рынка, потребительства, первичного прагматизма конкуренции – для жизни общества и человека. Вдруг оказались важны ценности, смыслы, мотивации. И они не менее важны, чем производство снарядов и ракет или средств развлечения. А вот делать их могут немногие. Их роль может быть для жизни общества более важна, чем экономические вопросы и интересы. Почему? Потому что за ними вопрошание о Смысле жизни человека и всего сообщества людей: Что есть Истина? И какое есть (как потенциальное бытие) Будущее?
Maschine – Bessere Tage – Лучшие дни / Германия
So viele Träume liegen im Sterben Und Ängste lähmen das Land Doch die helfenden Engel im weißen Gewand Kämpfen und retten mit göttlicher Hand Tragische Tage Tragische Jahre „Bessere Tage“ verarbeitet Gedanken und Hoffnungen. Die Hoffnung, dass der Blick zurück auch der Blick nach vorn ist. Dabei ist er sich sicher, das was war, kommt wieder – nur besser! Ich weiß sie kommen wieder All die ungesungenen Lieder Und bessere Tage Bessere Tage Viel bessere Jahre | Так много мечтаний умирает. И страхи парализуют страну. Но ангелы-помощники в белых одеждах Сражаются и спасают Господней рукой: В эти трагические дни, Трагические годы! „Лучшие дни" преобразуют мысли и надежды. Надежда же на то, что взгляд назад – это также взгляд вперед. При этом он уверен, что то, что было, вернется – только еще лучше! Я знаю, что они вернутся, Все эти неспетые песни: И лучшие дни, Лучшие дни. Станут множеством лучших лет! |
Тезисы о принципах рассмотрения социальной формы движения материи
- Все явления, объекты и процессы, в том числе и социальные, имеющие начало, имеют и свой конец. Конец одного явления означает начало нового.
- Социальная форма движения материи, человеческая история, имеет начало и обязательно имеет свой конец. Конец социального не означает конец развития, но означает выход на качественно другой (в том числе и более высокий) уровень развития.
- Социальная форма движения материи возникает как высший этап биологической формы движения материи, но снимает биологическое в своем развитии как «сверхбиологическое».
- Социальная форма движения материи не является высшей формой движения материи, высшей формой развития сознания и живого. Представление эпохи Возрождения о том, что «человек – царь природы» родилось как ощущение и осознание выхода человека из природной биологической зависимости как определяющего элемента его развития и начало превращения природы в контролируемый и подчиненный ресурс (условие) развития социального, а затем и превращение его в исчерпаемый и уничтожаемый ресурс существования человечества (экологическая проблема).
- Прогрессивное развитие, усложнение систем означает включение их предшествующих стадий и составов в качестве составной (снятой), но не определяющей части нового этапа и качества развития.
- Развитая стадия социальной формы движения материи представляет собой естественно-историческое развитие социальных организмов – не регулируемый в конечном счете сознательно, стихийный процесс возникновения, развития и умирания социальных организмов – историю.
- Переход к сверхсоциальной форме движения включает завершение истории как последовательной закономерной естественно-исторической смены социальных организмов, формирование нового уровня управления и общей сверхгосударственной социальной системы, что осознается сегодня в разных словах и образах как новый этап развития – глобализация, глобальные проблемы, совместная планетарная деятельность и диалог, новый (Запад) или другой (Россия) мировой порядок, человечество общей судьбы (Китай) и т.д.
- Современный уровень развития обществ, переход от естественно-исторического развития к технологиям искусственного управления историческим процессом делают возможным общественное развитие на основе развитых ценностей социальной справедливости и сознательного социально-позитивного управления историческим развитием общества.
- Сознательное изменение развитых обществ, выбор целей и пути их развития, формирование образа Будущего, создание технологий социального развития принципиально меняет понимание соотношения сфер общественной жизни. Первичное, материальное не означает определяющего и главного. Экономическая сфера выступает как необходимая социальная сфера, важное условие развития, но определяющими для позитивного, гармоничного развития становятся те сферы, которые связаны с главным элементом общества – с людьми. Прежде всего это сфера производства людей: все уровни образования, здравоохранение и семья. Кроме того, важнейшими, определяющими в этой сфере оказываются элементы идеального, определяющие смысл, ценности жизни человека и общества, нравственные принципы взаимоотношения людей и сообществ в ходе их жизнедеятельности.
- Теория исторического процесса становится в условиях управления историей с помощью социальных технологий важным элементом не только исторической науки, но и необходимым элементом управления, достижения состояния управляемости социальными процессами.
- Новый этап исторического развития делает возможным и необходимым создание специальных научно-технических гуманитарных центров по разработке социальных технологий, выработке этических, организационных и технологических ограничений и контролю за ними, а также содержания управляемого развития со стороны человеческих сообществ. Социальные технологии имитационного управления, развитие социоподобных технологий могут становиться как новым социальным оружием – «цветными революциями», так и формой управляемой некатастрофической социальной трансформации общественных организмов. Модели развития сообществ становятся искусственно созданными социальными «симфониями» соразмерного, гармоничного, духовно созвучного развития человека и сообщества людей.
Бетховен – Ода к радости – Evenord-Bank Flashmob Nürnberg 2014 – Ode an die Freude
Флешмоб – простейшая форма социальной имитационной технологии.