Ирина Фагимовна Сибгатуллина, профессор, доктор психологических наук, директор по международным программам науки, образования и культуры Института интеллектуальных интеграций (Вена, Австрия) (Univ.Prof. Dr.Sc. Dr.Sc. Irene Sibgatullina-Denis ,CEO IFII, Wien, Österreich), профессор Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета К(П)ФУ, профессор-консультант Института развития образования республики Башкортостан – лауреат VI Международной программы грантов Института перспективных исследований МПГУ.
В соответствии с условиями программы 7 апреля 2021 состоялась открытая онлайн-лекция Ирины Фагимовны для профессорско-преподавательского состава Института социально-гуманитарного образования МПГУ, магистрантов кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, студентов и сотрудников других подразделений МПГУ, интересующихся стратегиями развития международного образования. Лекция стала органичной составной частью обучения по дисциплине «Презентация актуальных исследований в сфере управления образованием» магистерской программы «Менеджмент в образовании» (преподаватели проф. О.А. Шклярва, О.П. Осипова). Модератором выступила заведующий кафедрой М.В. Гончар.
В первой части лекции профессор И.Ф. Сибгатуллина представила IEIS – международное образование – как динамическую концепцию управления внутренними и внешними мировыми образовательными системами, как пул образовательных программ, объемы и форматы которых выходят за рамки одного региона, страны, университета или университетской сети. Ирина Фагимовна раскрыла понятия «равновесные IEIS-системы» и «асинхронные IEIS-системы»; детально осветила различные мнения и варианты ответов на следующие вопросы:
- какие факторы определяют устойчивость или неустойчивость IEIS?
- будет ли достигнут баланс международных стандартов и признаний в реализации Европейской политики принципов устойчивого развития 20.30 SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS?
- какие нестандартные решения находятся в системе IEIS?
- может ли измениться в Postсovid-время структура единого европейского пространства высшего образования (EHEA)?
- что такое международные университеты?
Особое внимание лектор уделила системе европейской политики в реализации принципов устойчивого развития и резонансному механизму как основе взаимодействия «университет – общество – мировой регион», раскрыла характеристики международного образования в классификации:
- устойчиво-и неустойчиво-равновесные системы IEIS,
- устойчивые и неустойчивые асинхронизмы IEIS.
Интерес слушателей вызвала та часть лекции, которая была посвящена выявлению точек бифуркации IEIS. Профессор И.Ф. Сибгатуллина подробно раскрыла перечень возможных векторов движения международных университетов в их устремленности к устойчивости. Лектор раскрыла суть конкурентной модели университетов в международном пространстве, отметила барьеры:
- усложненный процесс закупок лабораторного оборудования для обеспечения исследований международных команд,
- проблему невозможности концентрации профессоров-международников в одной локации,
- асинхронность программ и форм обучения,
- проблему хозяйственного содержания кампусов и университетских деревень,
- сложности деления прав на интеллектуальную собственность между авторами научных открытий и университетами.
Профессор И.Ф. Сибгатуллина подробно остановилась на представлении университетов в формальных и неформальных структурах IEIS, представила классификацию и привела примеры университетских концепций и моделей развития:
- университетов для решения прикладных задач быстрого роста соответствующих экономик,
- университетов – культурных монополий,
- университетов-«воронок»,
- университетов для воспроизводству кадров внутри корпораций, таких как Микрософт, Гугл, Баухаус и др.
Во второй части лекции профессор И.Ф. Сибгатуллина рассказала о своих новейших научных исследованиях, которые были инициированы директоратом Венского Института интеллектуальных интеграций (Австрия), Казанским (Приволжским) федеральным университетом (Россия) и Государственным университетом имени Коменского в Братиславе (Словакия). Лектор обратила внимание на принципы научной дипломатии в системе международных отношений и организаций. В основу представляемых исследований положена стратегия развития международного образования, которая простимулировала изучение процессов внедрения программ интеллектуальной интеграции в систему высшего и дополнительного профессионального образования, процессов сближения университетов мира, в том числе педагогических университетов. Лектор обратила внимание на востребованность использования бенчмаркинга в оценке качества университетской деятельности в целом и в международной деятельности университетов в частности. Бенчмаркинг был рассмотрен лектором как основанный на идентификационных методах и анализе процесс выявления, изучения и адаптации лучшей практики и опыта других организаций для улучшения деятельности собственной организации.
В завершение выступления профессор И.Ф. Сибгатуллина прокомментировала результаты научного исследования бенчмаркинга интеллектуальных интеграций международной деятельности университетов SMART/UNI-Q, раскрыла трудности академической мобильности в период мировой пандемии. Лекция оказалась интересной всем, кто неравнодушен к мировым тенденциям развития образования. Ирина Фагимовна подробно ответила на многочисленные вопросы участников встречи. В целом мероприятие длилось 3 часа.
Институт социально-гуманитарного образования, кафедра управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой сердечно благодарят коллег за насыщенную встречу и надеются развивать сотрудничество!