В соответствии с дорожной картой, принятой на 3-й Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию, которая прошла в Барселоне в мае 2022 года, для кафедр ЮНЕСКО всего мира в январе, феврале и марте 2023 года проходит ряд дистанционных семинаров с целью консультаций по вопросам согласования точек зрения экспертов и всех заинтересованных сторон о будущем высшего образования на глобальном, региональном и страновом уровнях. От Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО российским кафедрам поступила рекомендация принять активное участие в семинарах. Кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов в школе» Московского педагогического государственного университета зарегистрирована на участие во всех трех семинарах.
Первый семинар «За гранью возможного: новые способы переосмысления будущего высшего образования» состоялся 25 января 2023 года. Цель семинара – доработка дорожной карты с включением опыта государств-членов организации на национальном и региональном уровне по преодолению кризисных явлений, с которыми столкнулась система высшего образования, и определению ключевых направлений ее развития. Семинар открыл Сабхи Тавил, директор группы «Будущее образования и инновации», которая в том числе координирует программу УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО.
Модератор семинара, представитель Сектора образования ЮНЕСКО, профессор Лондонского Института образования Андреа Детмер в своем выступлении изложила видение ЮНЕСКО принципов высшего образования, среди которых: развитие университетов, академическая свобода и взаимодействие, инклюзия, равенство, плюрализм мнений, а также приверженность университетов целям устойчивого развития и социальной ответственности. Она также особо обратила внимание на необходимость поддержки научных исследований, формирования критического мышления и творческого подхода, соблюдение добросовестности и этики в научно-педагогическом сообществе.
Свое видение проблем, влияющих на развитие высшего образования, изложил международный эксперт по высшему образованию в мире, член международных наблюдательных комитетов ряда университетов Европы, Азии и Латинской Америки, доктор Джамиль Салми. Он привел печальную статистику по количеству невозвратных потерь среди педагогов и студентов во время пандемии COVID-19 (только в США около 1,5 млн. чел.), вследствие природных катастроф (так, от наводнения в Пакистане в августе 2022 г. пострадали 33 млн. человек, более 1000 погибли, разрушено около 300 тыс. домов, в том числе образовательные учреждения), социальных потрясений (сокращение возможности получения высшего образования в ряде регионов Украины) и т.д.
Наряду с этим Дж. Салми отметил некоторые положительные факторы, влияющие на развитие высшего образования, например, отметил необходимость внедрения в систему образования технологий больших данных и искусственного интеллекта. Профессор выразил надежду, что вузы будут стремиться к обеспечению равного доступа к обучению, укреплению связей с местными и международными сообществами. В заключение Дж. Салми сказал, что высшее образование в условиях информационных войн является эффективным инструментом распознавания реальной информации.
Говоря о значении образования, доктор педагогических наук Университета Сассекса, Великобритания, профессор Тихоокеанского университета, Перу, Сезар Августо Гвадалупе подчеркнул, что его задачей является не только производство знаний, но и формирование профессионально компетентной личности, а задачей вуза – не только предоставление знаний, но и знакомство студентов с реальностями жизни, взаимоотношениями в обществе. В связи с этим профессор подчеркнул важность межкультурного диалога в среде обучающихся. «Если право не существует для всех, то это не право», – сказал он.
В свою очередь представитель Сектора ЮНЕСКО по высшему образованию, бывший зам. министра образования Сальвадора Луис Гузман обратил внимание на необходимость совершенствования качества образования и обеспечение его мобильности, на частное и общественное партнерство в этой области, а также подчеркнул важность сбора и распространения данных о высшем образовании. Особое внимание он обратил на такие актуальные направления в сфере высшего образования, как развитие международной мобильности и международного диалога, устранение противоречий, существующих в настоящее время в международных организациях и сообществах. Все это, по его мнению, будет способствовать демократическому и устойчивому развитию высшего образования.
После выступления Хосе Л. Гузмана состоялась краткая серия вопросов участникам семинара и их ответов. Так, например, Дж. Салми, отвечая на один из вопросов, подчеркнул важность распространения существующей практики включения в ректораты вузов должности проректора, отвечающего за равноправие (национальное, конфессиональное, гендерное) доступа студентов к высшему образованию. Отвечая на вопрос о современных требованиях к программам обучения, он выделил необходимость более полного соответствия учебных программ современным потребностям общества, с учетом таких явлений, как пандемия, климатический и социальный кризисы. Сезар Гвадалупе подчеркнул важность внедрения интеграционной системы высшего образования (состояние и перспективы развития учебных программ), но в то же время важность тенденций его многообразия и диверсификации.
Представители российских кафедр ЮНЕСКО активно участвовали в обсуждении вопросов в чате, в том числе отмечали принцип междисциплинарности в образовательных программах и учебных пособиях, необходимость подготовки специалистов с опережением запроса на рынке труда, важность доступа к образованию на протяжении всей жизни. Итог семинара подвел Хосе Л. Гузман, который призвал кафедры ЮНЕСКО в мире «сделать все возможное для того, чтобы решать задачи по развитию высшего образования в соответствии с требованиями времени».
Информация об участии Кафедры ЮНЕСКО МПГУ в семинаре передана в Координационный комитет кафедр ЮНЕСКО РФ и Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО. Следующие два семинара состоятся 15 февраля и 15 марта 2023 года.
В.Ф. Захаров, М.А. Кривенькая