Каждое дело – творчески, иначе – зачем?»
(И.П. Иванов)
В этом году мы отмечаем столетие известного питерского педагога, основателя методики коллективно-творческих дел – Игоря Петровича Иванова. Его девиз «Каждое дело – творчески, иначе – зачем?» знает каждый наш вожатый, а наши выпускники активно претворяют его в жизнь, работая в школах в качестве начальников пришкольных лагерей и советников по воспитанию. Анна Козлова – активная yo-вожатая, выпускница Института филологии МПГУ, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями МБОУ СОШ № 14 микрорайона «Павшинская пойма» Московской области – рассказала нам о своем опыте руководства пришкольным лагерем «Солнышко». В июне в нем отдохнули 150 ребятишек с первого по пятый классы.
В лагере реализуется программа Всероссийского детского центра «Орленок», созданная специально для пришкольных лагерей «Содружество Орлят России». На протяжении учебного года обучающиеся начальной школы знакомятся с программой «Орлята России», а в летний период углубляют свои знания по данной программе.
Вся смена в лагере была разделена на 7 составляющих программы:
– Орлёнок – лидер. Ребята выясняли, кто такой лидер, составляли портрет лидера, играли в игры на знакомство и сплочение коллектива, придумывали и создавали свои игры, проходили веревочный курс.
– Орлёнок – эрудит. В этом модуле дети проявляли свою активность в интеллектуальных, настольных играх, отвечали на сложные вопросы квизов, участвовали в викторинах, смотрели фильмы, представленные Российским обществом «Знание».
– Орлёнок – мастер. В лагере этот модуль был представлен в виде разных кружков, которые ребята с удовольствием посещали каждый день. На кружках ребята учились плести браслетики из бисера, лепить фигурки из соленого теста и пластилина, мастерить в технике оригами, а также делали открытки, плакаты к разным праздникам.
– Орленок – спортсмен. Школьники в рамках этого модуля каждый день делали зарядку, играли в спортивные игры, проявляли себя в Малых Олимпийских играх, придумали и провели новую спортивную игру, выучили много подвижных игр, физкультминуток.
– Орлёнок – эколог. В рамках данного модуля участники лагеря учились бережно относится к природе, очищать территорию школы от мусора, делали экологические плаката и сажали растения на пришкольном участке.
– Орленок – доброволец. Мальчишки и девчонки выясняли, кто такой доброволец, составляли портрет добровольца, делали добрые дела.
– Орлёнок – хранитель исторической памяти. В рамках данного модуля с детьми говорили об истории, смотрели фильмы о Великой Отечественной Войне, а также в лагере провели мероприятия: «Начало войны», «Солдатский привал», «Мохнатые друзья», «Пионеры-герои».
Анна, как вы достигли таких высот, что стали начальником летнего пришкольного лагеря?
На самом деле начальником летнего пришкольного лагеря я стала не сразу. До этого необходимо было пройти курс «Основы вожатской деятельности» в МПГУ, принять участие в мероприятиях проекта «Всероссийская школа вожатых», поработать в детских оздоровительных лагерях Подмосковья в качестве вожатой, старшей вожатой. Я также прошла обучение в Школе вожатых МПГУ «YO-Вожатый!», а позднее стала ее методистом и начала разрабатывать сценарии, методические материалы для вожатых. Мне посчастливилось поработать вожатой и набраться огромного опыта в ВДЦ «Смена», МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок», образовательном центре «Сириус».
Сложно ли работать начальником летнего пришкольного лагеря?
Да, это большая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников лагеря. Начальник лагеря отвечает за всё: питание, безопасность, программу смены, чтобы было всё интересно, ярко и не минуты свободного времени. Во время смены все ребята заняты разными активностями.
Какими знаниями, умениями необходимо владеть, чтобы стать начальником лагеря?
Конечно, начальник лагеря должен очень хорошо знать нормативную базу, САНПИН, возрастную педагогику и психологию, уметь организовывать и проводить различные мероприятия. Все эти знания я получила в МПГУ.
Анна, Вы еще и советник директора по воспитанию, сложно ли все совмещать?
На самом деле, мне совмещать это легко. Все предложения, которые присылали советникам по воспитанию, были мною реализованы в нашем пришкольном лагере. Детям очень понравились квесты, конкурс «92 дела на лето», просмотр фильмов от Российского общества «Знание». Быть советником директора по воспитанию очень интересно, очень патриотично, очень творчески.
Что пожелаете вожатым, которые тоже хотят попробовать себя в качестве начальника лагеря?
Необходимо хорошо знать педагогику и психологию, иметь опыт работы с детьми, с родителями. Нужно знать огромное количество игр, мероприятий. Но все это можно изучить, участвуя в проекте МПГУ «Всероссийская школа вожатых».
Анна Козлова,
Федеральный координационный центр по подготовке
и сопровождению вожатских кадров
Фото предоставлены А.Козловой