28 июня 2023 года состоялся шестой из серии онлайн семинаров для кафедр ЮНЕСКО на тему «Продвижение научных и академических свобод в сложные времена». Основная цель данного семинара – повышение осведомленности о важности научной и академической свободы для поддержания устойчивого развития человеческого потенциала. Кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МПГУ в числе других кафедр ЮНЕСКО РФ и мира стала его участником.
Открывая семинар, координатор исследований сектора программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО Кит Холмс отметил, что свобода науки и академическая свобода являются основными составляющими прав на науку и образование. Без интеллектуальной свободы и автономии, по его мнению, способность ученых и педагогов, стремящихся к научной истине, и доверие к их работе в обществе значительно ослабеют. Он также подчеркнул, что кафедры ЮНЕСКО, непосредственно заинтересованные в свободе науки и академической свободе, должны играть решающую роль в их обеспечении и продвижении. Во вступительном слове директор Отдела исследований, этики и инклюзивности Сектора социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО Ангела Мело обратила внимание на то, что в современном мире, когда наука и технологии быстро развиваются, когда решение мировых проблем все чаще определяется наукой, необходима свобода мнений и самовыражения. Она особо отметила, что для обеспечения научных и академических свобод необходимо, прежде всего, поддерживать ученых и научные организации, формировать новое партнерство – работать вместе.
Модератором семинара выступил специалист программ Секции ЮНЕСКО по вопросам инклюзии, прав и межкультурного диалога, член Сектора социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО Константинос Тарарас. Во вступительном слове он представил трех докладчиков, пригласил всех участников семинара к активной дискуссии.
Первой выступила специальный докладчик Организации Объединенных Наций по вопросу о праве на образование Фарида Шахид. В начале своего выступления она отметила, что свобода науки и академическая свобода являются центральными компонентами прав на науку и образование. Обратилась с призывом ко всем научным сотрудникам, в том числе к представителям высших учебных заведений, не только принимать участие в продвижении научных и академических свобод, но и вносить свой конкретный вклад в их развитие. Для эффективного прогресса науки ученым должны быть предоставлены научные свободы – индивидуальная свобода исследования и обмена идеями, свобода приходить к научно обоснованным выводам, и институциональная свобода коллективно применять научные стандарты.
По мнению Фариды Шахид, в современном цифровом мире в интересах обеспечения интеллектуальной свободы важную роль может сыграть улучшение доступа к информации. Она подчеркнула необходимость «сотрудничества с другими и друг с другом». Доказательством, по ее мнению, необходимости такого сотрудничества является взаимодействие ученых многих стран в борьбе с пандемией COVID-19. В заключении своего выступления Фарида Шахид заявила, что она лично прилагает все силы для продвижения научных и академических свобод в Пакистане, других странах Азии и всего мира.
Далее с докладом выступил профессор юридического факультета Университета Ганы, член Ассоциации адвокатов Ганы Квадво Аппиагьи-Атуа. Он представил свое видение связи международных свобод и устойчивого развития человеческого потенциала, взаимосвязи права на науку и права на академическую свободу. По его мнению, наука является основой для развития человечества, а весь потенциал науки останется неиспользованным, если не будет твердой приверженности подходу, основанному на правах человека и правом на науку прежде всего. Значительную часть своего выступления профессор Квадво уделил академической свободе, которая призвана сыграть важную роль в воспитании будущих поколений. Он подчеркнул необходимость признания права студентов на академическую свободу как жизненно важного компонента в системе академической свободы – в дополнение к правам университета и академических кругов. В подтверждении своей позиции он представил различные категории прав, которыми студенты имеют возможность пользоваться в кампусе и за его пределами. Сделанный им вывод заключается в том, что академическая свобода трех действующих лиц (университета, преподавателей, студентов) неделима, взаимозависима и взаимосвязана. При этом, он отметил, что в Африке праву студентов на академическую свободу и демократию уделяется мало внимания. Среди проблем, требующих решения, он также выделил необходимость обеспечения прав женщин в сфере образования в различных частях мира.
Следующий докладчик Сана Аль Саргали (доцент кафедры конституционного права Национального университета Ан-Наджа, Государство Палестина) отметила, что академическая свобода непосредственно связана с наличием в стране демократии, прав человека и толерантности, свободы выражения мнений, в равной степени она связана также с качеством образования. Будучи членом Комитета по разработке Конституции Палестины Сана Аль Саргали выразила мнение о необходимости повышать осведомленность граждан страны о Конституции Палестины. Уделила внимание защите прав человека, прежде всего экономических и социальных прав палестинских женщин в условиях израильской оккупации, особенно их праву на образование и его связи с палестинской идентичностью. Она также призвала гражданок Палестины активнее участвовать в политической жизни. Заключительную часть своего выступления Сана Аль Саргали посвятила положению дел в университетах Палестины и состоянию высшего образования, в целом. По ее мнению, Министерство образования и науки создавало программы обучения, основанные на американской и иорданской моделях в сложный период развития Палестины, когда определенные представители сферы образования, в том числе ученые, пытались доказать бесперспективность самостоятельного развития палестинцев, как народа, как нации. В этой связи, она выразила мнение о необходимости пересматривать учебные программы вузов с акцентом на национальные интересы, содействовать обмену опытом и знаниями с университетами различных стран.
Завершая семинар, Константинос Тарарас отметил, что, учитывая сложность обстановки в мире, необходимо на всех уровнях власти принимать меры, направленные на защиту и продвижение научных и академических свобод.
В.Ф. Захаров
М.А. Кривенькая