Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Общественная палата РФ и эксперты медиаобразования обсудили в МПГУ проблемы формирования медийно-информационной грамотности и радикализации общественных отношений

Институт журналистики, коммуникации и медиаобразования (новости)

Круглый стол на тему «Медийно-информационная грамотность в условиях радикализации общественных отношений» состоялся 29 ноября 2017 года в Московском педагогическом государственном университете. Организаторами круглого стола стали Общественная палата РФ, кафедра ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан при МПГУ при участии Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Гуманитарного института Стран Содружества, Ассоциации специалистов медиаобразования, Комиссии по информационной политике Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы.

В работе круглого стола приняли участие преподаватели и студенты вузов РФ, ученые, педагоги системы общего и дополнительного образования, независимые эксперты, члены Общественной палаты РФ, представители СМИ, руководители НКО.

На открытии круглого стола со вступительным словом выступили Ирина Владимировна Жилавская, зав. кафедрой медиаобразования, руководитель кафедры ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан МПГУ; Джамиль Рафикович Садыхбеков, ректор Гуманитарного института стран Содружества, председатель Всероссийского конгресса этножурналистов; а также первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Людмила Васильевна Дудова. Спикеры отметили высокую актуальность обсуждаемой проблемы и современную роль и значение медийного образования в снижении уровня радикализма в медиасреде.

Л.В. Дудова в своем выступлении дала оценку состоянию современной медиасреды и обозначила направления развития системы медиабезопасности подрастающего поколения. Она подчеркнула, что в условиях жесткой информационной войны, которая ведется против Российской Федерации, вопросы развития медийного образования, работы с медийными технологиями и информационным пространством на сегодняшний день являются государственной задачей. Решение этой задачи во многом зависит от того, какие действия, направленные на профилактику и предупреждение агрессии в информационной среде, предпримет государство, общество, система образования. Сегодня мы наблюдаем радикализацию медиасреды по вопросам межконфессиональных, межнациональных отношений. В этих условиях необходимо готовить педагогические кадры, способные иметь представление и владеть медиатехнологиями, а также научить этому других. В современных школах и вузах уже создаются медиацентры, требуется серьезный подход к формированию перечня компетенций в сфере медиатехнологий во ФГОС высшего образования, в системе повышения квалификации педагогов. Важно обратить внимание на использование медиатехнологий, работающих на предупреждение и нейтрализацию негативных последствий, предупреждение радикализма в молодежной среде.

И.В. Жилавская в своем выступлении подчеркнула, что методом смягчения радикальных настроений в обществе может стать открытый диалог всех участников социальных отношений, государственных структур и общественных объединений, системы образования, культуры, массовых коммуникаций. Для такого диалога нужен новый язык, новые средства коммуникации, которые вырабатываются с помощью медийно-информационного образования. Задача нового образования стоит сегодня как никогда остро, поскольку мир оказался перед непростым выбором своей будущей стратегии – дальнейшей эскалации насилия и информационных войн либо конструктивного диалога и сотрудничества. И медийно-информационная грамотность может способствовать поиску нового объединяющего языка.

Татьяна Анатольевна Мурована, программный специалист Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании выступила с докладом на тему: «Медийно-информационная грамотность и противодействие радикализации: подход ЮНЕСКО». Она рассказала о разработанных экспертами ЮНЕСКО мерах, направленных на повышение информационной грамотности пользователей инернет-пространства, прежде всего молодежи. Речь шла о разработке и реализации образовательных программ, направленных на формирование навыков критического мышления, цифровой грамотности, развитие активной гражданской позиции, о необходимости расширения возможностей педагогов в рамках реализации образовательных программ по медиаграмотности. Тема противодействия использованию языка ненависти в медиасреде, по мнению спикера, «является межведомственной и достичь результатов возможно лишь совместными усилиями, поэтому сектор культуры ЮНЕСКО также будет подключен к этой работе».

Член Совета управляющих Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (Университет Тампере, Финляндия) Тапио Варис, отметил в своем выступлении возрастающую зависимость людей от информации, которую предоставляет медиасфера. По его словам, если журналисты официальных традиционных СМИ или СМИ в сфере мейнстрима следуют определенным профессиональным этическим стандартам, то контент соцсетей неподконтролен и, именно оттуда, зачастую, распространяется радикализм и агрессия. Он также подчеркнул, что профессиональные качества журналиста во многом зависят от компетенции педагога, который обучал данного конкретного журналиста.

Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Департамента медиа НИУ ВШЭ Анна Григорьевна Качкаева, представила вниманию аудитории доклад на тему «Медиаграмотность как драйвер развития «критической автономии» «человека коммуникационного». Она, опираясь на результаты социологических опросов школьников и студентов, проведенных американскими университетами, дала оценку проблеме нарастающей некритичности мышления людей в современном обществе. Спикер привела следующие данные: «82% американских подростков не видят разницы между оплаченным контентом и обычными текстами. В медиаконтенте они ориентируются в основном на большие яркие изображения».

Елена Борисовна Пучкова, заведующая кафедрой психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии МПГУ подробно остановилась на проблематике психологической безопасности подростков в интернете. Она привела результаты проведенного МПГУ опроса современных российских подростков, большинство из которых от 4 до 8 часов в день находятся в интернет- пространстве. Докладчик отметила, что сегодня можно говорить об интернет-активности детей как о форме их существования, новом стереотипе поведения. Для современных подростков характерна клиповость, некритичность мышления. По мнению спикера, чтобы обезопасить детей и подростков от деструктивного влияния интернета, необходимо повышать квалификацию школьных учителей, преподавателей вузов, родителей.

Константин Валерьевич Аршин, представитель Центра развития гражданского общества Государственного университета управления в своем выступлении подробно рассказал о степени распространенности и влиянии радикальных движений в сети интернет. Как подчеркнул докладчик, задача подготовки квалифицированных кадров в области медиаобразования стоит достаточно остро, однако их подготовка занимает 4-5 лет, в то время как «такие специалисты нужны уже сейчас».

Алексей Львович Николов, первый заместитель главного редактора телеканала RT в своем выступлении рассказал об опыте использования телеканалом RT возможностей Сети 2.0 в условиях реализации твиттер-проекта 1917_LIVE в целях повышения интереса молодежи к истории страны, а также приобретения подрастающим поколением навыков осмысления исторических событий и выстраивания конструктивного диалога с оппонентами.

Мехрибан Эльдаровна Садыгова, президент ФНКА АзерРос, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ отметла исключительную важность медиаобразования, медиапросвещения общества, медийно-информационной грамостности детей, подростков и молодежи. Как отметила спикер, общество должно знать, как функционируют СМИ, каковы возможности СМИ и каково их воздействие на общество и на молодежь. Медиаобразование должно быть встроено в систему школьного образования, высшего образования, в особенности педагогического образования. Медиаграмотность в образовательной среде способствует укреплению межнациональных отношений.

Галина Николаевна Трофимова, профессор кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов, заместитель Председателя правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам выступила с докладом по теме: «Лингвистические аспекты информационной безопасности в условиях радикализации общественных отношений». По ее мнению, сегодня особенно актуально введение в образовательные программы вузов курсов (модулей) по лингвистической безопасности печатных и электронных СМИ. Спикер подчеркнула, что язык является одним из главных факторов формирования культуры общества, и рассказала об уровнях лингвистической опасности в информационном пространстве, начиная от речевой агрессии и до лингвистического экстремизма.

Зачастую интернет-пользователи, по ее мнению, просто не знают о том, что за лингвистический экстремизм законом предусмотрено наказание, вместе с тем существует и другая проблема – законы имеют сложный язык, их нормы сформулированы достаточно противоречиво и требуют прояснения.

Максим Сергеевич Корнев, доцент кафедры телевизионных радио- и интернет-технологий Института массмедиа РГГУ представил доклад на тему: «Фактчекинг как инструмент снижения радикализации общественных отношений». Как отметил спикер, мы живем в состоянии «пост-правды», когда факты в современном обществе имеют меньшее значение, чем эмоции людей. Фактчекинг – это набор подходов для проверки информации СМИ. В условиях цифровой прозрачности, когда неправда рано или поздно открывается, быть честным – выгодно. Сегодня доверие аудитории и репутация конвертируются в успешность. Массмедиа необходимо брать на себя ответственность за то, что они публикуют.

Подводя итоги круглого стола, участники отметили высокую актуальность данной темы и приняли рекомендации в адрес ответственных государственных структур и институтов, направленные на повышение уровня медиабезопасности, медийно-информационной грамотности в условиях радикализации общественных отношений, а также развитие и совершенствование системы медиаобразования в современном обществе.

09 / 12 / 2017

Показать обсуждение