Ежегодная международная конференция ЮНЕСКО по проблемам медийно-информационной грамотности состоялась 24-25 октября в Каунасе (Литовская Республика). Местом проведения стал Университет Витовта Великого. Конференция проходила в рамках Всемирной недели МИГ под девизом «Медийно-информационно грамотные города: голоса, власть и проводники изменений».
На восьмую конференцию по одному из приоритетных направлений ЮНЕСКО собрались представители 71 государства мира. Россия была представлена единственной в нашей стране кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при Московском педагогическом государственном университете.
На церемонии открытия выступил ректор Университета Витовта Великого Жозас Аугутис, который отметил большой вклад ЮНЕСКО в развитие информационного общества. Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по коммуникации и информации Моэз Чакчук обратил особое внимание на необходимость развития медийно-информационной грамотности в городах. Он представил политику и стратегию ЮНЕСКО в области МИГ.
Руководитель Департамента по информационной безопасности Совета Европы Патрик Пеннинкс подчеркнул, что медийно-информационная грамотность в настоящее время является инструментом для противодействия негативным явлениям в информационной среде. Представитель заместителя Генерального Директора Совета Европы по цифровым коммуникациям Анни Хеллман с сожалением отметила, что мы сначала учим детей читать, а потом объясняем, что то, что они прочитали, не является правдой. Также она обратила внимание, что сегодня детей сложно учить. Нашему поколению, сказала она, пришлось привыкать к гаджетам, а современные дети выросли с ними. Они теперь учат нас, как жить с такими технологиями.
Постоянный представитель Литовской Республики при ЮНЕСКО Ирена Вайшвилайте в своем выступлении сфокусировала внимание на особой роли ЮНЕСКО в развитии культурных, медийных и информационных связей в мире.
На церемонии открытия с ключевым докладом выступила профессор Университета Сорбонны Дивина Фрау Мейгс. Она представила собственную классификацию медийно-коммуникационных инструментов по степени безопасности для пользователя: голубой континент (безопасные для коммуникации социальные сети, навигаторы и поисковые системы), оранжевый континент (менее безопасный для пользователя контент и технологии) и, наконец, черный континент, содержащий небезопасный контент и опасные технологии коммуникации.
В завершении церемонии открытия были объявлены победители и призеры конкурса GARMIL Global MIL Awards.
От Российской Федерации в конференции приняли участие заведующая кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования и зав. кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при МПГУ И.В. Жилавская и заведующая кафедрой теле, радио и интернет-технологий факультета журналистики Института массмедиа РГГУ, магистрант кафедры медиаобразования ИЖКМ В.И. Ярных.
И.В. Жилавская представила опыт формирования медиасреды российской столицы и место в этом процессе медийно-информационной грамотности. Москва в настоящее время представляется одним из наиболее медиатизированных мегаполисов в мире, в котором сконцентрированы крупнейшие медиахолдинги федерального уровня, активно формируются элементы цифровой экономики и социальной сферы, широко развита индустрия развлечений, где продуктивно функционируют системы массовой коммуникации, развивается IT-индустрия, происходит цифровизация производства и потребления информации. На этой основе, отметила И.В. Жилавская, российская столица постепенно превращается в колоссальный образовательный проект, наполненный разнообразными информальными медиаобразовательными практиками, нацеленными на формирование медийно-информационной грамотности граждан.
В.И. Ярных в своем выступлении рассказала о специфике формирования медиаимиджа организации в глобальном мире. Она обратила внимание на то, что в современном информационном пространстве на формирование медиаимиджа оказывают существенное влияние не только официальные каналы коммуникации, такие, как официальный сайт компании или организации, паблик в социальной сети и т.д., но и личные каналы коммуникаций сотрудников компании. Личная страница в интернет-пространстве, информация на персональной странице в социальной сети также будут влиять на имидж организации в информационном пространстве. Особенно заметно данное влияние для образовательных организаций. Образовательная организация как любая социальная организация весьма чувствительна к тому, каков ее имидж в медиа, как воспринимают ее все заинтересованные стороны.
В конференции также приняла участие Т.А. Мурована, программный специалист Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, которая представила свои предложения по развитию концепции медийно-информационной грамотности в контексте «смартификации» экосистем современных городов, в которых все большую роль в управлении и принятии решений на различных уровнях играют алгоритмы и самообучающиеся интеллектуальные системы.
Развернувшаяся на конференции дискуссия показала, что концепция медийно-информационной грамотности постепенно выходит из поля зрения исключительно образовательных систем в интерактивное пространство городов и социальных коммуникаций. Здесь она получает новый импульс для развития.
Следующая международная конференция ЮНЕСКО по проблемам МИГ состоится в октябре 2019 года в городе Гётеборге (Швеция).