По рекомендации Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов в школе» Московского педагогического государственного университета в числе многих российских кафедр принимает участие в цикле дистанционных семинаров-консультаций о будущем высшего образования в соответствии с дорожной картой, принятой на 3-й Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию, которая прошла в Барселоне в мае 2022 года.
Первый семинар «За гранью возможного: новые способы переосмысления будущего высшего образования» состоялся 25 января 2023 года. В его цели входил обмен мнениями экспертов государств-членов организации по преодолению кризисных явлений, с которыми столкнулась система высшего образования, и определению ключевых направлений ее развития. Второй семинар – «Действия, основанные на знаниях: преобразование высшего образования в интересах глобальной устойчивости», который прошел 15 февраля 2023 года, продолжил начатый разговор и перевел его в практическую плоскость. Семинар подготовлен Независимой группой экспертов по работе с университетами и по реализации Повестки дня на период до 2030 года. Участники семинара рассмотрели возможности и вызовы в деятельности по трансформации высшего образования.
В приветственном слове к участникам семинара координатор исследований сектора программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО Кит Холмс перечислил основные вопросы, которые содержатся в подготовленном группой экспертов докладе: создание и применение знаний для обеспечения глобальной устойчивости, обеспечения инклюзивности и равенства; ответственность высших учебных заведений за достойный ответ на современные вызовы; партнерство в области высшего образования. Он напомнил, что в настоящее время Сеть УНИТВИН насчитывает более 850 кафедр университетов и институтов высшего образования.
В своем выступлении модератор семинара, консультант по образованию Секции высшего образования ЮНЕСКО Фиби Киркап высоко оценила содержание представленного доклада и кратко охарактеризовала роль знаний в обеспечении глобальной устойчивости и их способности менять человека и мир вокруг него. Она отметила, что на глобальном уровне наблюдается запрос на включение в содержание действующих учебных программ и дисциплин разделов, содействующих устойчивому развитию. Высшие учебные заведения, по ее мнению, должны повсеместно укреплять свои позиции в выработке таких решений, которые позволили бы им играть ведущую роль в реализации Повестки дня на период до 2030 года: проводить научно-исследовательскую работу и объяснять существующие риски для экономики, общества и природной среды; предоставлять консультации о средствах правовой защиты; активно участвовать в общественных преобразованиях; развивать межуниверситетское партнерство. Кроме того, она подчеркнула актуальность совместной работы в системе высшего образования над выходом за рамки отдельных дисциплин, над внедрением междисциплинарных и трансдисциплинарных видов учебной деятельности.
Следующий выступающий, соучредитель и вице-канцлер в отставке Университета глобальной справедливости в отношении здоровья из Руанды Агнес Бинагвахо в качестве положительного примера совместной работы, направленной на достижение целей устойчивого развития, сослалась на плодотворную активность вузов в решении задач по борьбе с COVID-19. Она также отметила необходимость выстраивания взаимосвязи между гуманитарными и социальными науками, с одной стороны, и естественнонаучными дисциплинами, с другой, обратила внимание на целесообразность подготовки в вузах экспертов для международного образования, на выстраивание взаимодействия между тем, чему учат студентов, и какая ведется научно-исследовательская работа.
Директор Института изучение Арктики, адъюнкт-профессор экологической экспертизы Университета Арктики, Дартмут, США, Мелоди Браун Буркинс, говоря о способах познания, остановилась на таких направлениях, как переход от различных способов познания к познанию через различие; как совместное производство знаний и др. Профессор биологических наук и руководитель Центра биогеохимии в антропоцене, Университет г. Осло, Норвегия, Дав Олав Хессен развил в своем выступлении идею партнерства в области высшего образования, отметив его важность в обучении на протяжении всей жизни, во взаимодействии вузов с государственным, частным секторами и деловыми кругами. Особое внимание уделил международному партнерству и развитию отношений Север-Юг.
Затем состоялась краткая серия вопросов участникам семинара и их ответов. Говорилось о важности сбора, обобщения и распространения итогов научных исследований, о насущности решения проблем, связанных с освоением Арктики. Прозвучало мнение о необходимости реформирования системы высшего образования, которая во многих странах еще не соответствует вызовам настоящего времени («Университеты должны думать о будущем!»).
Представители российских кафедр ЮНЕСКО активно участвовали в обсуждении вопросов в чате, в том числе отмечали важную роль междисциплинарности и трансдисциплинарности в развитии учебных и научно-исследовательских программ, значение вузов в поиске решений общих проблем путем диалога с различными слоями общества, подчеркивали ключевую роль знаний в сохранении человечества и повышении качества жизни людей.
Завершая работу семинара, Кит Холмс подчеркнул общее мнение, что междисциплинарность в системе образования является важным компонентом перехода к устойчивому будущему и пригласил всех его участников принять участие в третьей встрече, которая состоится 15 марта 2023 года.
В.Ф. Захаров
М.А. Кривенькая