Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

МПГУ продвигает русский язык в Финляндии

Новости образования

С 7 по 11 декабря 2015 года в Финляндии прошла IV Неделя русского языка, российского образования и культуры для российских соотечественников и иностранных граждан, посвященная популяризации русского языка и культуры за рубежом.

Мероприятие было организовано ООО «Галилео» и Московским педагогическим государственным университетом при поддержке представительства Россотрудничества в Финляндии – Российского центра науки и культуры в г. Хельсинки, общества «Финляндия – Россия» и Фонда «Культура».

Делегация, которую возглавляла проректор МПГУ, директор Института филологии и иностранных языков Л.А.Трубина, включала ведущих специалистов института, докторов и кандидатов наук Е.А.Хамраеву, Я.В.Солдаткину, А.И.Грищенко, Н.П.Дутко, Е.Б.Егорову.

За 5 дней, проведенных в Финляндии, преподаватели университета провели мероприятия самой разной формы. Были прочитаны лекции, посвященные научным достижениям в области русистики, опыту российского образования в обучении русскому языку как родному, экспериментальным программам МПГУ в области «новой педагогики». На методических семинарах и мастер-классах финские учителя, преподающие русский язык в финско-русских школах и языковых гимназиях городов Лаппеенранты и Хельсинки, филологи-русисты Хельсинского университета, наши соотечественники и те, кто интересуется русским языком и культурой в Финляндии, узнали много интересного о современной русской словесности, о названиях народов и жителей стран, отдельных территорий и регионов в современном русском языке, о модели речевого развития на основе дистанционного обучения и игровых технологиях в процессе обучения русскому языку как иностранному, технологиях обучении детей-билингвов.

Кандидат филологических наук А.И.Грищенко предстал перед слушателями и как ученый-славист, прочитав в Хельсинском университете лекцию о происхождении и развитии слова «россияне», и как молодой писатель, лауреат независимой литературной премии «Дебют» (2004) в номинации «Крупная проза» за повесть «Вспять». Он провел несколько встреч, рассказав о своей книге «Андрей Первозванный: Опыт небиографического жизнеописания», написанной в соавторстве с А.Виноградовым и вышедшей в 2013 г. в серии «Жизнь замечательных людей».

Но самыми главными слушателями оказались школьники, изучающие в Финляндии русский язык –  и как иностранный, и как родной. Наши преподаватели сумели заинтересовать учеников практически всех возрастов – от 4 класса до выпускного гимназического, рассказав им в игровой интерактивной форме об интересных явлениях русского языка, о русской культуре, литературе.

Открытые уроки, проведенные Н.П.Дудко, были посвящены произведениям К.Чуковского («У меня зазвонил телефон…»), гоголевским «Мертвым душам» («Тайны русской души»), другим произведениям выдающихся русских писателей. Многие из школьников впервые на этих уроках услышали о некоторых из них, например о Гоголе. Школьники 7 класса с удовольствием разбирали образы помещиков, вникая в этимологию их фамилий.

Ученики 11 класса языковой гимназии г. Хельсинки, как оказалось, прекрасно знают русский язык, но практически не изучали русскую литературу. Поэтому особый интерес вызвала у них тема урока «Россия в произведениях выдающихся писателей», проведенного проф. Я.В.Солдаткиной. По их словам, они прежде не задумывались о том, какие культурные и литературные понятия связаны у них с Россией – родиной или страной изучаемого языка. В ходе интерактивного урока с привлечением иллюстраций и цитат из произведений русских классиков 19-20 веков финские школьники узнали, что образ России широко представлен в литературе. Они увлеченно анализировали отрывки из произведений А.С. Пушкина, А.А. Блока, С.А. Есенина. В итоговой части урока класс сформулировал основные ассоциации, которые связаны в их восприятии с образом России: «стихи», «зима», «простор, поля», «женщина», «корабли», пояснив значение каждого понятия в истории и культуре России. Такая активность и заинтересованность поразила даже их учителей.

Для 11-классников Финско-русской школы, изучающих русский язык как иностранный, Я.В.Солдаткина провела интерактивный урок «Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии». В подробной презентации и рассказе были отражены основные достижения русских писателей-нобелевских лауреатов, их работа по обогащению русской литературы и развитию её традиций. Не менее важной частью презентации стали и культурологические подробности присуждения премий.

Итоги урока подвела интерактивная игра «Придумай вопрос для интервью писателя – Нобелевского лауреата». Финских школьников интересовало, почему Б.Л. Пастернак решил стать писателем, как И.А. Бунин относился к Советскому Союзу, сложно ли было И.А. Бродскому выучить английский язык, чтобы преподавать в американских колледжах, чему научился А.И. Солженицын в заключении. Интерактивная игра продемонстрировала большой интерес к русской литературе и истории ХХ века.

Для самых маленьких или только начинающих изучать русский язык были проведены совместные виртуальные прогулки по литературной Москве, «Золотому кольцу».

Одним из интереснейших и важных мероприятий IV Недели русского языка в Финляндии стал конкурс  чтецов «Грани прекрасного», который прошел на территории Посольской школы. В нем приняли участие ученики этой школы, а также Финско-русской школы из г. Хельсинки – всего 15 человек. Учащиеся разных классов – от 5-го до 11-го – с большим художественным мастерством и бережным отношением к тексту прочитали стихи А.Пушкина, С.Есенина, Ф.Тютчева и прозаические отрывки из Л.Андреева, М.Зощенко, сказку Андерсена. Вела конкурс докт. пед.наук Е.А.Хамраева.

Авторитетное жюри, которое составили члены делегации МПГУ, учителя русского языка обеих школ и ученица 6 класса Посольской школы, победительница проекта “Живая классика”, с трудом определило победителей, которым в торжественной обстановке были вручены дипломы с логотипом МПГУ и призы. Все школьники, участвовавшие в конкурсе чтецов, также получили памятные дипломы.

IV Неделя русского языка, российского образования и культуры завершилась. Для МПГУ это была первая серьезная встреча с Финляндией. И надеемся, что не последняя! Хотя погода нас не порадовала – отсутствие снега, постоянный моросящий дождь и сильный ветер не отвечали нашим представлениям о финской зиме,  мы почувствовали красоту этой страны и особый характер ее жителей, а главное, интерес к России, русскому языку, культуре.

Некоторые вещи оказались для нас неожиданными, например то, что в финской школе не увлекаются интернетом и информационными технологиями, предпочитая личное общение; расписание уроков подписывается, кроме администратора, врачом, а школьники пишут только карандашом. Принято обращение к учителю по имени и на «ты».

Очень бы хотелось, чтобы после этой Недели остались не только отчеты, дипломы или сертификаты, врученные участникам семинаров, не только презентации и сборники информационных материалов, переданные РЦНК в г.Хельсинки, но и разные, большие и маленькие, шаги в узнавании нашей  страны, ее культуры и языка. Одним из таких шагов стало знакомство с Московским педагогическим  государственным университетом.

Е.Б.Егорова

 

 

 

 

12 / 12 / 2015

Показать обсуждение