Во время пандемии, когда привычный нам очный режим обучения пришлось заменить на дистанционную форму, Министерство просвещения запустило проект помощи учителям, обучающимся и их родителям. К нему присоединился и наш вуз. О волонтёрстве в рамках проекта мы поговорили с одной из его участниц, Татьяной Александровной Громовой, которая обучается в магистратуре Института физики, технологий и информационных систем и работает учителем в гимназии №1576.
Почему решили посвятить себя профессии педагога?
Изначально педагогом я не собиралась становиться, очень хотела учиться в военной академии, но не было возможности там учиться. Уже на втором курсе полюбила свою будущую профессию, когда началась практика.
А как дела обстоят во время карантина – легче ли стало организовывать работу/учиться после введения таких ограничительных мер?
Во время самоизоляции обучение наше особо не изменилось. У меня третий класс, мы с детьми работали три года в цифровом формате: и дома и в школе. А после объявления о самоизоляции, просто добавился один инструмент-zoom. Нам понравился этот опыт.
Какие, по-Вашему, плюсы и минусы у дистанционного обучения?
В дистанционном обучении четко вырисовывается необходимость в дифференциации и персонализации обучения, а также в использовании формирующего оценивания. До этого момента были только разговоры. Образование выходит на более качественный уровень, очень рада, что некачественные уроки с «говорящими головами» сейчас сильно проигрывают. Надеюсь, что вернувшись к очному формату, учителя перестроят свою привычную работу.
Значит, Вы скорее «за» дистанционку. А возникают ли трудности с прокторингом?
У меня третий класс, прокторинг не всегда нужен — высокая степень доверия ученикам. Хотя некоторые работы, предполагающие какой-либо контроль, выполнялись синхронно онлайн с включёнными камерами в zoom, ответы совпали с ожиданиями!
Действительно, наверное, с младшими работать легче. Но давайте вернёмся к проекту. Татьяна, какую роль Вы выполняете в проекте «Волонтёры Просвещения»?
В рамках магистратуры по программе «Электронные образовательные технологии» нами были разработаны курсы повышения квалификации учителей.
Что ещё хотели бы попробовать, участвуя в этой программе?
Хотелось бы, чтобы мой курс помог педагогам разобраться в методических вопросах разработки электронных учебных курсов для младших школьников.
Расскажите про процесс: как это происходит? Действуете ли Вы сообща с коллегами и другими участниками, или выполняете поставленные задачи самостоятельно?
Мы работаем в команде с другими магистрантами. Во время обучения могут возникать разные вопросы: как технические, так и методические. В команде всегда есть поддержка, если я пойму, что не справляюсь с объемом поставленных задач
С кем контактируете в рамках волонтёрства? Подразумевается ли помощь родителям, а не только учащимся?
Наши курсы рассчитаны на учителей, но и для родителей есть возможность оказывать помощь. Лично в моем курсе есть раздел, в котором мы с педагогами разрабатываем алгоритм взаимодействия с родителями, дети которых, работают в электронном учебном курсе.
Татьяна, Ваша работа, должно быть, сильно облегчает учебный процесс. Это большой вклад! Однако у Вас, наверняка, есть хобби и увлечения, поделитесь, успеваете ли Вы в этом режиме тратить время и на них? Поделитесь, чем любите заниматься в свободные часы?
Да, есть. Я увлеклась леттерингом и скрайбингом. Время стараюсь уделять почаще, но не всегда получается.
Понимаем, проект ведь достаточно масштабный. Кстати, всё больше педагогических вузов по стране присоединяется к нему. А , по-Вашему, какое у него значение? Какая у него и Вас, как его части, миссия?
Мне кажется этот проект, как «Скорая помощь» для тех, учителей и родителей, которые оказались в трудный период один на один с проблемами организации дистанционного обучения.
Татьяна, а готовы ли Вы продолжить такую деятельность и после самоизоляции, если возникнет необходимость?
До самоизоляции я не понимала, как доказать родителям и администрации школы, что дистанционные технологии нужны для обучения детей, что можно открывать мини-курсы для учеников. Моя работа в целом не изменится, но в этот раз, рассчитываю, что появятся запросы от учеников на перевод некоторых дисциплин в дистанционный формат. Это было правильно. Для очного формата нужно больше лабораторных и практических работ. Например, технология перевёрнутого класса точно становится востребованной.
А что за технология «перевёрнутого класса»?
«Перевёрнутый класс» предполагает изучение дома (в системе дистанционного обучения) некоторых теоретических аспектов, чтобы на очном занятии применить полученные знания на практике. Это может быть исследование, лабораторные работы, групповые проекты… и чтобы успешно к этому формату подготовиться, надо дома поработать над теорией.
Интересная концепция! То есть, Вы готовы работать в подобных проектах?
Если возникнет запрос от учителей на помощь в данных вопросах, могу продолжить ее оказывать.
Большое спасибо за Ваши ответы, Татьяна! Желаем удачной реализации всех проектов и прилежных учеников!
Лариса Григорян, 3 курс Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования