24 мая, под общим руководством доцента кафедры психологической антропологии Н.Б. Ковалевой, С.В. Данильчева и С.В. Ковалева (магистрантки кафедры психологической антропологии) провели проектно-образовательный выездной семинар, посвященный 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского, по теме «Психолого-педагогические условия сценирования ситуаций личностного развития учащихся». Участники: учащиеся 204 группы (второй курс) факультета начального образования МПГУ; игротехники герменевтического клуба МПГУ; приглашенные эксперты. Использование «психологических орудий» (или инструментов) Л.С. Выготский рассматривал через призму освоения ребенком коллективного опыта. С его точки зрения, «процесс освоения любых знаний должен пониматься как средство «вхождения» в культуру, ориентированную на развитие чувств, мыслей и созидательных начал в человеке», что в перспективе (через этапы интериоризации-экстериоризации) должно приводить к овладению образной ткани языка и формированию особой культуры диалогического взаимодействия. В практике рефлексивно-позиционного подхода одним из эффективных «средств вхождения в культуру» является создание со-бытия вокруг художественного текста. В данном случае семинар был построен в формате сюжетно-деятельностного игрового тренинга (авторские СДИ-технологии) на материале гениального фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Одна из причин выбора именно этого культурного образца как материала для понимания, сопереживания и исследования определялась тем, что в соответствии с программой, интегрированный психолого-педагогический модуль этого полугодия строился на основе рабочей тетради, созданной для второклассников Т.С. Троицкой, по произведению Эриха Распэ «Барон Мюнхаузен». Марк Захаров раскрывает образ Барона как творческого человека, противостоящего косности и беспринципности окружающего его общества. Режиссер разрабатывает историю его сложного пути к настоящему творчеству и всепобеждающей любви, показывает, как могут «жить» в современной культуре знаменитые истории Барона Мюнхгаузена, ‑ все это создает условия для обнаружения актуальной проблематики, позиционного размышления и открытия новых смыслов студентами.
Ведущие семинара предложили участникам разбор фильма Марка Захарова в качестве событийного центра всей программы. Работа строилась на медиагерменевтическом (понимающем) исследовании образной ткани фильма и построении позиционного отношения к поступкам героев и высказываниям автора фильма. Медиагерменевтика (Н.Б. Ковалева, 2012) – одно из направлений психолого-антропологических исследований, фокусирующее свое внимание на субъектных средствах формирования творческой позиционности в процессе осмысления текста; равно как и на опосредующих механизмах восприятия, мышления и репрезентации собственных представлений; на личностной рефлексивно-позиционной оспособленности ‑ в целом. В соответствии с рефлексивно-позиционным подходом (к сценированию ситуаций личностного развития) просмотр фильма сопровождался построением актуальной для участников проблематики, выявления сложных для понимания тем, художественных образов, принципов и идей; и их позиционным обсуждением.
В инструментальном плане участники семинара обратили свое исследовательское внимание на такие психологические и художественные феномены как фантазия, воображение, иллюзия, достоверные или ложные представления, предрассудок, критическое мышление и т.п. Великолепным поводом для этого послужил Барон Мюнхаузен ‑ фантазер, высокохудожественный враль и мистификатор, чей образ, одновременно вместе с тем понятый как метафора выхода за рамки само собой разумеющихся догм, навязанных ограничений и предписаний, обладает «приглашающей силой» к размышлению о мнимом и действительном; реальном и воображаемом; фантастическом и метафорическом.
Однако основная задача, стоявшая перед участниками, состояла в построении собственного творческого высказывания в ответ на проблемные вопросы фильма. Это требует не только личностного осмысления, но и создания условий для сотрудничества и совместного творчества. Согласно Л.С. Выготскому, как всем мы помним, «совместность» в большой мере и является залогом развития. С этой точки зрения важной линией СДИ–тренинга стало освоение техник командообразования, необходимых для формирования среды и условий для совместного исследования и творчества как на данном выезде, так и в дальнейшем процессе учебы. В данном случае авторские методики создания условий формирования детско-взрослой общности, способной к эффективному сотрудничеству в контексте общего дела, апробированные в лагерных и других выездных программах, были в силу ограничения времени применены в самой простой версии. Тем не менее, по признанию самих студентов, разрешили сделать серьезный шаг в построении диалогических, доверительных и уважительных отношений в группе:сформировали перспективу и позволили определить зону ближайшего развития.
В конечном итоге участникам удалось придумать и поставить собственные выразительные сценки с тем, чтобы раскрыть основные идеи и интуиции Марка Захарова (в реконструкции семинара); показать их личностно осмысленную актуальность для молодежи и для определенных сторон современной культурной жизни. По отзывам участников, они открыли для себя много нового как в понимании образа Барона Мюнхгаузена и культурного значения его историй, так и «в способах организации работы с пониманием текста» и «организации целостного культурного события». И самое главное, сумели сделать шаг развития и приобрести новое качество отношений в плане продуктивного сотрудничества в групповой работе (через освоение техник командообразования). Событие, таким образом, состоялось, а приложенные усилия оказались вознаграждены и чувством радости от сделанных открытий, и воодушевляющим переживанием нового ценного опыта. Конечно, это только один из предварительных шагов в освоении практик (или искусства?) сценирования ситуаций личностного развития; шаг полезный и необходимый для становления педагогического профессионализма.
Ковалева Н.Б.,
доцент кафедры психологической антропологии
Института детства МПГУ