Вот и лето прошло, но рассказы студентов МПГУ об их работе в детских оздоровительных центрах нашей страны не заканчиваются, а только крепнут. Оно и понятно, ведь скоро все учащиеся соберутся на межфакультетской конференции по итогам летней педагогической вожатской практики, где смогут обсудить вожатские смены друг друга и обменяться опытом. А пока своими впечатлениями от первой практики в городском лагере образовательного проекта «Профильная четверть» ГБПОУ «Воробьевы горы» с нам поделились студенты 4 курса Института истории и политики МПГУ Елена Ильенкова и Роман Васильев.
– Ну, рассказывайте, как прошла ваша практика в лагере?
Елена Ильенкова (далее – Елена): Мне очень понравилось! Я проработала в лагере целый месяц, и, честно говоря, не ожидала, что так втянусь в это дело. Я получила массу эмоций и опыт взаимодействия с детьми, этого мне очень не хватало.
Роман Васильев (далее – Роман): У меня тоже прибавилось опыта после летней смены в лагере, дети смогли меня удивить. В моем отряде, да и вообще на смене было очень много талантливых детей, я смог подобрать правильный подход к ним и таким образом мы превратились в единый организм, которому всё по плечу. Запомнился ненормированный рабочий день вожатого, но это всё издержки профессии, постепенно привыкаешь.
– Судя по твоим рассуждениям, ты не первый год в наших рядах… Я права?
Роман: Да, это мой второй выезд в лагерь, я приехал уже подготовленным.
Елена: А вот для меня это в новинку, я совсем не «в теме» того, как всё устроено в лагере, но это не значит, что я приехала «зеленая» – помимо обучения вожатству в университете, много знаний мне дала подготовка в московском Дворце пионеров непосредственно перед сменой. Руководство и педагогический состав лагеря предоставили нам все необходимые материалы, мы даже ездили на инструктивно-методический выезд на три дня, где прониклись вожатской атмосферой и узнали много нового. Для нас провели уйму образовательных лекций, и все эти знания мне потом очень пригодились в работе.
– Кстати, об этом: что самое главное в работе вожатого? Какой он – идеальный вожатый?
Елена: Мне кажется, что самое главное в нашем деле – это всегда уметь создавать хорошее настроение и быть отзывчивым. Идеальный вожатый — это человек, у которого “множество рук”, “множество ног”, “множество голов”, потому что нужно помнить абсолютно все: работать со справками, списками, точно знать, сколько у тебя детей, генерировать новые идеи, знать множество танцев, песен, игр, чтобы в нужный момент достать эти знания из копилки вожатого и грамотно реализовать.
Роман: Согласен с Леной, вожатый – профессия не для слабаков. Главное в нашей работе – это присмотр за детьми, оказание им всей возможной необходимой помощи. Также очень важно находить общий язык с руководством лагеря, родителями детей и другими вожатыми – своими коллегами.
– Кстати, как вам работалось в коллективе? Расскажите немного о своих напарниках.
Елена: У нас были некоторые трудности в самом начале работы, когда только формировались отряды. В основном, разногласия возникали на почве проведения различных мероприятий, но мы оперативно решали их во время вечерних рефлексий или на планерках, не вынося сор из избы в отряды, так что работа прошла хорошо. Плюс у нас был чат, где мы могли быстро решить все вопросы, не доводя до конфликта. Круто, когда есть здоровая коммуникация! Мы даже стали друзьями, общаемся после смены.
Роман: Я тоже не могу сказать ничего плохого о своих напарниках, несмотря на то, что педсостав у нас получился узкопрофильный – основная масса ребят была с факультета мировой экономики, и их представление о педагогическом и уж тем более вожатском опыте было весьма смутным. Но, благодаря тому, что их профиль предполагает обучение основам дипломатии, с ними всегда можно было выстроить диалог и прийти к взаимному консенсусу.
– А с детками удалось прийти к консенсусу? С каким возрастом вы работали и что решили для себя, с кем проще?
Роман: У меня были дети 8-10 лет, в прошлом году работал с детьми 10-12 лет. Мне, в общем-то, без разницы, с каким возрастом работать, но с младшими, конечно, проще, потому что в силу возраста они испытывают большее уважение к вожатому.
Елена: Согласна с Ромой, у каждого возраста есть свои изюминки, но с малышами все-таки легче. Во-первых, из-за уважения к старшему, а во-вторых, они еще не так сильно привязаны к смартфонам, и в свободное время они предпочитают поиграть в какие-то игры, чем взяться за гаджет.
– Если я скажу, что вы оба довольны своей практикой, это будет правдой?
Роман: Абсолютно.
Елена: Я тоже довольна. Мне очень понравилась, у нас был замечательный коллектив и доброжелательное руководство. На все вопросы, которые я задавала, мне тут же давали ответы. Если в следующем году будет возможность, я поеду туда снова, и желательно на несколько смен, мне очень понравилось быть вожатым.
– Здорово, что вы нашли себя. А что пожелаете ребятам, которым еще только предстоит влиться в ваши ряды?
Роман: Будущим вожатым я рекомендую не бояться работать с детьми и уметь находить общий язык с коллегами.
Елена: Рома, как всегда, краток и по делу! (улыбается) Я немножко разовью эту тему и дам конкретные советы на примере своего первого опыта. Обязательно, прежде, чем ехать в лагерь, сформируйте свою копилку вожатого, хотя бы несколькими играми разных видов. Отрепетируйте эти игры. И конечно изучайте детскую психологию, чтобы знать, как решать конфликтные ситуации, что можно делать и говорить детям, как лучше поступить в такой или иной ситуации. Конечно, это больше приходит все с опытом, но какая-то элементарная небольшая подготовка, копилка вожатого, обязательно должна быть, потому что без этого очень велик шанс растеряться и поставить под угрозу всю свою работу. Легких вам смен, будущие напарники!
Кристина Романова
Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров