Цикл бесед про педагогику и преподавание продолжаем интервью с заведующей кафедрой педагогики и психологии семейного образования института «Высшая школа образования» МПГУ профессором Еленой Приступой.
Приступа Елена Николаевна, зав. кафедры, доктор педагогических наук, профессор работает МПГУ с сентября 2019 года, с момента открытия кафедры педагогики и психологии семейного образования в составе Института «Высшая школа образования».
– Как обнаружить в себе талант преподавателя?
– Наша кафедра выпускающая. Мы готовим будущих специалистов для системы образования и социальной защиты населения. Основная деятельность – работа с несовершеннолетними и семьями, воспитывающие детей. Наши студенты уже обладают теми личностными качествами, которые помогут быть успешными специалистами в будущем. Это и высокая гуманная позиция, и зрелая мотивация к помогающей профессии, способность сочувствовать и любить, помогать и сопровождать. Наша задача как преподавателей, помочь сформировать и развить профессиональные компетенции, которые помогут быть конкурентными на рынке труда.
– Что самое сложное и самое интересное в деятельности специалиста, работающими с семьями?
– Главное понять, что семья – это система, с одной стороны, стремящаяся к стабильности, а, с другой, постоянно развивающаяся и меняющаяся. И важно научиться сопровождать процессы изменения в семье. Не вторгаться, нарушая принцип «Не навреди!». Научиться «не причинять добро», а помогать активизировать все семейные ресурсы, чтобы ребенок был в безопасности, в условиях, благоприятных для его развития, воспитания, социализации. Главный наш контингент, цели-мишени, – это семья с детьми, находящаяся в кризисной ситуации, трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
– Если бы вы сейчас начинали свою работу преподавателя, то каких ошибок постарались бы избежать?
– Изначально преподавательская деятельность предполагает функцию наставничества. В этом году исполняется 25 лет, как я работаю в вузе. И мне в начале моего профессионального пути не хватало позиции «находиться на одном берегу» с тем, кого учишь. Сейчас получается, на мой взгляд, поддерживать такую позицию с моими уже выпускниками, которые, закончив 10 и 15 лет назад вуз, обращаются за профессиональным и личным советом. Это для меня, своего рода, знак качества.
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий педагог?
– Наши будущие выпускники обучаются по профилю «Семейное воспитание», они осваивают профессиональные компетенции в рамках профессиональных стандартов: «Специалист в области воспитания», «Специалист по работе с семьей», «Педагог-психолог». Поскольку главная профессиональная миссия – помощь, то ключевые качества – это постоянная готовность прийти на помощь, эмпатия, гуманность, честность, порядочность, организованность, дисциплинированность, целеустремленность, стрессоустойчивость, любознательность и многое другое.
– Какими вы видите будущих выпускников?
– Это специалисты, которые активно востребованы в учреждениях образования и социальной защиты в должности педагога-психолога, специалиста по работе с семьей, воспитателя. Уже сейчас Центры содействия семейному воспитанию и семейные центры Москвы готовы брать наших студентов на работу, не дожидаясь окончания обучения!
– Расскажите о научной работе на факультете, пожалуйста.
– Программа бакалавриат имеет прикладной характер, а это означает, что активные и интерактивные формы обучения – ведущие. Этому способствует прекрасное техническое оснащение нашего Института «Высшая школа образования», прекрасный аудиторный фонд. Мы приглашаем специалистов-практиков, организуем выездные занятия с изучением конкретных практических технологий. Заключены договора более чем с 15 учреждениями для прохождения производственной и летней практики, их у нас десять видов.
– Какова практическая работа ваших студентов?
– Практические занятия по профессиональным дисциплинам всегда опираются на формы контактной работы через формы и методы: решения практических задач (кейсов), мастер-классы, питч-сессии, дискуссионные площадки. Активно реализуем образовательно-просветительский проект «Семейный медиа Университет» совместно с Управлением непрерывного педагогического образования.
Беседовала Милана Салманова