Ровно 112 лет назад, 9 января 1905 года, в Петербурге произошел расстрел демонстрации рабочих. Это событие получило название «Кровавое воскресенье».
Мы публикуем отрывок статьи «Никто не хотел убивать», вышедшей в журнале «Историк». Автор – профессор кафедры истории России Института истории и политики МПГУ, доктор исторических наук Всеволод Евгеньевич Воронин.
Институт истории и политики
Никто не хотел убивать
Что только не писали о причинах Кровавого воскресенья. Революционеры откровенно демонизировали самодержавие, приписывая ему осознанное намерение «в крови потопить» рабочий протест. Либералы представляли самодержавный строй отжившим, а царскую власть – панически боявшейся политических перемен конституционного характера, которые повлекли бы за собой ее ограничение, а в случае отказа от уступок – свержение. По их мнению, власть готова была пойти на кровопролитие ради сохранения своей незыблемости. Монархисты считали трагедию 9 января 1905 года «меньшим из зол», ссылаясь на катастрофические последствия возможного безвластия. Кто же прав?