12-15 февраля 2020 г. прошел Седьмой Европейский симпозиум по нарушениям плавности речи в Университете Томаса Мора (Антверпен, Бельгия). Данный симпозиум является инициативой Европейской клинической специализации по нарушениям плавности речи по получению профессиональных компетенций и присвоению квалификации «Европейский клинический специалист по нарушениям плавности речи» (ECSF).
В симпозиуме приняли участие логопеды из Бельгии, Ирландии, Италии, Ливана, Мальты, Нидерландов, Польши, Португалии, США, Турции. Россию представляла доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства МПГУ Юлия Олеговна Филатова, которая выступила модератором симпозиума.
Формат мероприятия включал лекции, предсимпозиумные семинары «Мастер-класс ораторского искусства» и «Программа коррекции заикания у детей раннего и дошкольного возраста МиниКИДС», церемонию награждения ECSF специалистов, окончивших данную программу в 2017-2018 и 2018-2019 гг. и просмотр фильма «Мой прекрасный заика».
Лекции были посвящены социальной модели инвалидности с точки зрения прав человека и ее применимости к заиканию; доказательной базе теорий и моделей, которые дают логопедам возможность менять коммуникативное поведение лиц с заиканием: результатам кросс-культурного исследования в Европе и на Среднем Востоке о предпочтениях в профессиональной помощи взрослых лиц, имеющих заикание; информационной компьютерной технологии, помогающей визуализировать и контролировать голосовые характеристики речи подростков, имеющих заикание;
Перед симпозиумом, с 12 по 14 февраля, логопеды из Бельгии, Италии, Косово, Нидерландов, Польши, Португалии, Турции проходили программу повышения квалификации «Программа коррекции заикания у детей раннего и дошкольного возраста МиниКИДС». Впервые в ней участвовал представитель из Российской Федерации. В течение трех дней работы были даны теоретические основы модели, представлены направления обследования детей с заиканием 2-6 лет, концепция коррекционной помощи детям с заиканием (цель, принципы, структура, условия), обучение методам и приемам дифференцированной коррекции заикания у детей 2-4 и 4-6 лет, которые отрабатывались с мини-группах с позиций логопеда, ребенка, родителя, наблюдателя.
В ходе симпозиума были обсуждены вопросы сотрудничества МПГУ с Университетом Томаса Мора по студенческой, академической мобильности и научным проектам, а также намечены пути взаимодействия с университетами Польши и Португалии.