5 декабря профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства, д.пед.н. Илья Владимирович Евтушенко выступил в качестве модератора секции «Пространство дополнительного образования, как фактор социализации детей с особыми образовательными потребностями: модели, формы, условия» VI Всероссийского совещания работников сферы дополнительного образования детей, организованного Министерством просвещения в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Участниками Совещания, проводимого под девизом «Дополнительное образование – ключ к успеху каждого ребенка», стали более тысячи представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, воспитания, культуры, спорта и детского отдыха, педагоги и руководители организаций дополнительного образования, а также общеобразовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования из всех регионов Российской Федерации.
В работе секции «Пространство дополнительного образования, как фактор социализации детей с особыми образовательными потребностями: модели, формы, условия» приняли участие представители федеральных органов управления системой дополнительного образования детей, известные ученые, руководители образовательных организаций, педагоги-практики, чья деятельность неразрывно связана с оказанием помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: Кожина Наталья Владимировна, советник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения; Попова Ирина Алексеевна, директор МОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской», г. Новокузнецк, Гильдебрандт Елена Владимировна, педагог-дефектолог МОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской», г. Новокузнецк (тема выступления: «Педагогический проект «Слышим сердцем»: из опыта работы Клуба социальной инклюзии «Журавушка» в учреждении дополнительного образовании»); Левченко Ирина Юрьевна, заведующая лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ, д.психол.н., профессор (тема выступления: «Роль психолого-медико-педагогической комиссии в определении специальных условий качественного дополнительного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»); Губа Галина Васильевна, директор ГМЦ г. Иваново, Афанасьева Елена Александровна, заведующая отделом инноваций в образовании ГМЦ г. Иваново (тема выступления: «Проектирование пространства дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном образовании г. Иваново»); Ерошина Галина Юрьевна, директор ОГБОУ «Школа-интернат «Вера» г. Рязани, к.пед.н.; Гребенникова Олеся Николаевна, учитель-дефектолог ОГБОУ «Школа-интернат «Вера» г. Рязани (тема выступления: «Реализация адаптированных дополнительных общеразвивающих программ, как фактор подготовки обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни»); Соловьева Ирина Леонидовна, заместитель директора по науке научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, к.пед.н., доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ (тема выступления: «Участие в международных и всероссийских творческих фестивалях, как фактор успешной персонализации социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»); Гонек Анна Олеговна, Президент фонда поддержки инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Преодолей-ка», Москва (тема выступления: «Роль специальных условий обучения хореографии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в социальной интеграции»); Румянцева Наталья Валерьевна, доцент Регионального модельного центра дополнительного образования детей ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», к.пед.н. (тема выступления: «Взаимная социальная адаптация в дополнительном образовании»).
По результатам выступлений и дальнейшего обсуждения участниками секции «Пространство дополнительного образования, как фактор социализации детей с особыми образовательными потребностями: модели, формы, условия» организаторам Совещания были сделаны Предложения по внесению в Резолюцию:
- Активизировать вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в систему дополнительного образования детей.
- Признать необходимым создание в системе дополнительного образования детей специальных условий, общих для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Создать условия для сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы с организациями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, которые выступят в качестве ресурсных центров продуктивного педагогического опыта дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, практической базой повышения квалификации педагогов дополнительного образования, реализующих адаптированные образовательные программы дополнительного образования.
- Дополнить заключение психолого-медико-педагогической комиссии рекомендациями по созданию специальных условий дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые должны учитываться при разработке и реализации адаптированных образовательных программ дополнительного образования.
- Актуализировать разработку и внедрение примерных адаптированных образовательных программ дополнительного образования для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.