Профессор кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Татьяна Павловна Авдулова стала одним из экспертов, участников сюжета, посвященного раннему развитию детей, в передаче «Доброе утро» («Первый канал»).
«Развитие детей в раннем возрасте – сложная и важная задача», – уверена Татьяна Авдулова. По ее словам, сегодня общество придерживается полярных мнений по этому вопросу. «На одном полюсе находятся сторонники интенсивного развития малышей и стремления всячески ускорять ход развития. Они «пичкают» маленьких детей самыми разными «взрослыми» знаниями, вплоть до того, что учат трехлеток названиям планет», говорит она. Таким образом, родители пытаются проскочить детство, сразу ориентируя детей на «школьные» навыки.
На противоположном полюсе, говорит психолог, находятся сторонники позиции «присмотра и ухода», которые предлагают оставить маленьких детей в покое и только заботиться об их физиологических нуждах. «Удивительно, что эту позицию нередко разделяют и чиновники, забывая о том, что ребенка XXI века необходимо развивать с рождения и даже раньше!», – возмущается Татьяна Павловна.
И в этой ситуации крайне важно взвешенно подойти к вопросу выбора актора развития ребенка. «Важнейший источник – родители, которые понимают состояние ребенка, чутко распознают, готов ли он к дополнительным усилиям или, наоборот, необходимо отложить занятия на время». Кроме того, возрастные задачи развития моторики, восприятия, речи лучше всего решаются в семейных, домашних видах деятельности, в эмоционально близком контакте с мамой, считает профессор Авдулова.
Перегрузка ребенка в этом процессе может иметь самые пагубные последствия, говорит эксперт «В этом случае его нервная система не справляется с нагрузкой и быстро переутомляется. Из-за проблем с обработкой информации ребенок начинает испытывать дефицит энергии для базовых психических процессов». Это ведет к эмоциональным срывам, появлению разного рода нарушений, а в худшем случае и к искажению всего хода созревания головного мозга.
И наоборот, позитивное индивидуализированное развитие в раннем возрасте создает надежный фундамент для формирования детской психики. «И тогда по мере взросления ребенка можно уже будет строить масштабное здание интеллектуального личностного развития, реализовывать весь потенциал, который в нем заложен», — убеждена психолог-педагог.
Наш университет давно и регулярно сотрудничает с ведущими печатными и электронными СМИ, теле- и радиожурналистами. «МПГУ – лидирующий вуз среди педагогических, поэтому и сегодня мы обратились за комментарием именно к его педагогу», – говорит Екатерина Крупская, корреспондент «Первого канала».
Сюжет с участием профессора кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Татьяны Павловны Авдуловой о том, не стоит ли увлекаться «переразвитием» детей, выйдет в эфир «Доброго утра» в начале августа.