21 октября в Санкт-Петербурге начала работу международная конференция по неравенству и многообразию (Inequality and Diversity Conference), одной из главных тем которой обозначена тема «Миграция и неравенство». Конференция организована петербургским филиалом НИУ «Высшая школа экономика» и объединила исследователей из пятнадцати регионов России. На различных секциях представлялись и обсуждались результаты социальных исследований в таких областях, как проблемы и условия поддержания социальных и политических различий в современном обществе, условия сосуществования представителей различных социальных групп в организациях, городах и странах, современные формы неравенства и стратегии борьбы с ними, права человека и меньшинств, а также причины возникновения и способы разрешения этнических, религиозных и территориальных конфликтов.
На панельной дискуссии «Миграция, неравенство и идентичность» говорили о доступе к образованию и ксенофобии по отношению к детям мигрантов в Москве (Дмитрий Полетаев, ИНП РАН), особенностях обучения и адаптации детей трудовых мигрантов из Таджикистана (Ольга Павлова и Дмитрий Хухлаев, МГППУ), проблеме восприятия детей мигрантов учителями (Светлана Савельева, НИУ ВШЭ), детях из семей мигрантов в школьной системе образования на примере Свердловской области (Михаил Вандышев, УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина), идентичности и идентификации детей мигрантов (Даниил Александров, НИУ ВШЭ). Практический опыт работы с детьми из семей международных мигрантов представляли организации некоммерческого сектора: Российский Красный Крест, АНО «Дети Петербурга», проект «Перелетные дети», Центр «Такие же дети». Зам. директора Института социально-гуманитарного образования МПГУ, кандидат исторических наук Елена Омельченко представила доклад «Модели сопровождения интеграции детей из семей мигрантов: из практики российских школ», в котором подробно рассказала о накопленном опыте реализации программ адаптации и интеграции иноэтничных мигрантов школьного возраста, повышении квалификации педагогов, стратегиях и практиках работы образовательных организаций со значимой долей обучающихся мигрантов в разных регионах России.
Большинство докладчиков секции по миграции заинтересовались возможностью принять участие в организуемом МПГУ научно-практическом семинаре из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество», поэтому обсуждение вопросов миграции и неравенства в образовании продолжится в Москве в начале декабря 2019 года.