20 апреля в рамках Московского международного салона образования к.п.н., проф. кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ Н.В. Микляева провела мастер-класс «Особенности составления индивидуального образовательного маршрута и программы для ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии» для руководителей психолого-педагогических консилиумов, специалистов коррекционного профиля, работающих в системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюторы) и методистов инклюзивного образования.
В рамках мастер-класса были обсуждены следующие вопросы:
- Механизм присвоения ребенку статуса «ОВЗ». Комплексное медико-психолого-педагогическое заключение. Заявление родителей на реализацию индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
- Понятие ИОМ. Различие внешних и внутренних образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Внутренний маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья как навигатор для получения образовательных и коррекционно-развивающих услуг в дошкольных образовательных организациях и средних общеобразовательных школах. Технология составления. Структура индивидуального образовательного маршрута. Примеры индивидуального образовательного маршрута для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития, нарушением зрения. Отражение в нем особенностей индивидуального учебного плана для детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста.
- Взаимосвязь индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы (ИОП). Варианты совмещения для детского сада и школы. Отражение в тексте раздела, связанного с формированием социальных компетенций для инклюзивных и интегрированных групп и классов.
- Особенности проектирования индивидуальной образовательной программы как отдельного документа для обучающихся групп (классов) разной направленности. Примеры индивидуальной образовательной программы для детей с нарушением слуха, интеллекта и задержкой психического развития. Сходство и различие со структурой специальной индивидуальной программой развития для детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста.
Закончился мастер-класс блиц-опросом слушателей и ответами лектора на проблемы вопросы, касающиеся разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.