20 августа 2021 г. в Общественной палате Российской Федерации состоялось обсуждение актуальных проблем деятельности школьных музеев России по сохранению культурной и исторической памяти, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В ходе заседания были рассмотрены вопросы сохранения культурной и исторической памяти через деятельность школьных музеев России и зарубежья, в том числе проблемы доступа к современным технологиям работы и тиражирования лучших практик музейной педагогики.
Открыли заседание В.А. Бочаров – первый заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации, Герой Российской Федерации и И.С. Павлов – член-корреспондент Российской академии образования.
На заседании были обсуждены следующие вопросы:
- применение новых подходов к повышению эффективности воспитательной работы образовательных организаций при использовании ресурса школьных музеев Российской Федерации;
- обновление содержания работы школьных музеев России в 2021/2022 учебном году при методической поддержке Музея Победы;
- формирование сети школьных музеев-партнёров Музея Победы;
- выстраивание межрегионального и международного сотрудничества при формировании единого информационного пространства школьных музеев.
В прениях по данной проблематике выступили:
- А.И. Молев – заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы;
- Ю.А. Никифоров – советник Департамента по координации государственной политики в исторической и гуманитарной сферах Управления общественных проектов Президента Российской Федерации, кандидат исторических наук;
- А.С. Кудряшов – директор ФГБУ «Российский детско-юношеский центр»;
- Е.С. Слесаренко – руководитель отдела «Детский Центр» Музея Победы;
- А.С. Шилин – директор Академии Музея Победы, старший преподаватель кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью Московского государственного психолого-педагогического университета;
- Е.В. Гончарова – доцент кафедры отечественной истории Псковского государственного университета, руководитель проекта «Музей Победы Псков ГУ», кандидат исторических наук;
- М.Н. Иванцов – директор ГБОУ г. Москвы «Школа № 814», председатель Межрайонного совета директоров № 27 г. Москвы, председатель Ассоциации классных руководителей г. Москвы;
- М.Ю. Мягков – научный директор Российского военно-исторического общества, доктор исторических наук;
- И.В. Сунгуров – исполнительный директор «Союза городов воинской славы».
В режиме онлайн в заседании приняли участие работники сферы образования России, представители школьных музеев в России и странах ближнего и дальнего зарубежья:
- А.М. Байкова – заместитель министра общего и дополнительного образования Республики Бурятия;
- А.М. Бабаев – руководитель Музея А. Г. Карлова, исполнительный директор Координационного совета организаций российских соотечественников в Турции;
- П.В. Квартников – ведущий специалист по сопровождению региональных проектов Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, член Союза журналистов России;
- О.А. Баскакова – руководитель школьного отряда музейных волонтеров «Юные патриоты России» ГБОУ Лицея № 554 Приморского района Санкт-Петербурга;
- А.В. Смирнова – заведующий школьным музеем «Бессмертный Ленинград» ГБОУ Гимназии № 295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
В своем выступлении С.Д. Половецкий – профессор Института истории и политики МПГУ, доктор исторических наук, профессор, директор Дирекции изучения истории МПГУ, эксперт Всероссийской долгосрочной программы «Школьный Музей Победы» особо подчеркнул, что в МПГУ придается большое значение овладению студентами всеми необходимыми компетенциями в области музейной педагогики.
Руководство, преподаватели и студенты Университета принимают активное участие в различных мероприятиях, которые проводятся на площадках Музея Победы. Это «Свеча памяти», «Уроки Нюрнберга», «Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности». Они выступают на различных форумах и конференциях по многим актуальным проблемам отечественной истории.
С.Д. Половецкий отметил важную роль в решении всех задач «Детского центра» Музея Победы, который возглавляет Е.С. Слесаренко. МПГУ, по словам докладчика, готов расширять сотрудничество в рамках проекта «Школьный музей Победы». Вуз готов взаимодействовать с Московским центром «Патриот. Спорт», подведомственном Департаменту образования и науки города Москвы. Университет мог бы оказывать методическую помощь школьным музеям – участникам данного проекта. Например, Музей МПГУ в этом учебном году совместно с Лицеем МПГУ открывает «Школу юного экскурсовода». Для этого есть замечательная база – легендарный Главный корпус МПГУ на Пироговке, внесенный в Свод федеральных памятников культуры. Тем более что 1 сентября 2021 г. будет открыта знаменитая 9-я аудитория, которая до сих пор носит название «ленинской». Ей будет возвращен исторический облик начала ХХ века.
Университет готов согласовать вопрос о проведении конференции, семинара с руководителями музеев дивизий народного ополчения на базе Музея МПГУ и посвященную 80-летию народного ополчения Москвы. Для Университета эта память священна, потому что десятки, сотни студентов, преподавателей, служащих вуза вступали в 5-ю дивизию народного ополчения Фрунзенского района в первые месяцы войны. Дивизия практически вся погибла в октябрьских боях 1941 года. Имена павших высечены золотом на мемориале в Главном корпусе Университета. Дирекция изучения истории МПГУ давно сотрудничает со школой 1535 на Усачевке, где имеется Музей 5-й дивизии народного ополчения, и с Лингвистическим университетом, в главном здании которого находился штаб 5-й дивизии народного ополчения. К Мемориалу у входа в Университет наши педагоги и студенты ежегодно возлагают венки и цветы.
Еще один проект представляется весьма актуальным. Это фестиваль школьных музеев в рамках Всероссийского проекта «Без срока давности», поскольку МПГУ по поручению Министерства просвещения России является оператором этого проекта.
1 сентября в МПГУ открываются две именные аудитории, посвященные славным летчицам 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков – студенткам Вере Лукьяновне Белик и Александре Федоровне Акимовой.
Завершая заседание, И.С. Павлов отметил его пользу для успешного решения актуальных проблем музейной педагогики, подчеркнул, что сотрудничество в области гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения является дополнительным и немаловажным ресурсом вовлечения детей и молодежи в вопросы изучения истории и сохранения исторической памяти.
В 2021 г. участниками программы «Школьный музей Победы» стали более 1000 школьных музеев из всех 85 регионов Российской Федерации. В состав экспертов программы входят депутаты Государственной Думы Российской Федерации, специалисты Департамента образования и науки города Москвы, руководители Всероссийских общественных организаций, педагоги образовательных организаций, ведущие специалисты страны в области музейной педагогики.
Институт истории и политики