
16 декабря 2025 г. в Институте коррекционной педагогики состоялась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Семья особого ребенка». Она вновь стала значимой диалоговой площадкой для специалистов со всей страны и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Конференция была посвящена подведению итогов 2025 г., а также обсуждению результатов исследований, ориентированных на семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья или с инвалидностью, интеграции современных научных знаний в практику психологического консультирования и помощи семьям таких детей, осмыслению опыта выстраивания партнерских отношений специалистов с родителями и обмену результатами работы. В конференции приняли участие сотрудники научно-исследовательских институтов и вузов, руководители и специалисты образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Институт детства МПГУ был представлен профессором кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии, д-р психол. наук Викторией Валентиновной Ткачевой – организатором и руководителем секции «Инновации в поддержке и сопровождении семьи ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью». Автор многочисленных публикаций и один из ведущих специалистов в области оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ она выступила с докладом «Образовательно-просветительская работа с семьями обучающихся как ресурс преодоления проблем в развитии ребенка с ОВЗ и психологического стресса у его родителей», в котором раскрыла возможности и перспективы использования данной психолого-педагогической технологии. Виктория Валентиновна также подвела итоги года и определила ориентиры и перспективы в дальнейшей работе с семьями лиц с ОВЗ.
Разнообразная тематика содержания докладов второй сессии конференции, которая была организована и составлена В. В. Ткачевой, позволила осветить инновационные подходы к решению важных проблем, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ. Спектр тем, обсуждаемых на сессии, касался методологических подходов к образованию родителей детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития; описания опыта поддержки и обучения семей, воспитывающих ребенка с РАС в системе непрерывного межведомственного сопровождения; роли отношения родителей к болезни ребенка в развитии самосознания детей с вирусом иммунодефицита человека; особенностей сопровождения семьи ребенка младенческого возраста с нарушениями слуха; выявления проблем межличностных взаимоотношений в семьях, воспитывающих младших школьников с ОВЗ. Также были раскрыты особенности применения психодрамы и социодрамы в групповой работе с родителями детей с ОВЗ и особенности взаимодействия в триаде «мама – ребенок с ОВЗ – педагог» в коррекционном процессе.
В рамках итоговой части мероприятия были обсуждены и намечены основные тенденции научных исследований ближайшего будущего.
Кафедра олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии
дефектологического факультета Института детства


